Беспоповцы (Богуславский, 2004)

БЕСПОПОВЦЫ — одно из 2 наиболее крупных направлений (наряду с поповцами) в старообрядчестве, возникшее в конце XVII века. Основные положения беспоповцев утверждены на старообрядческих соборах 1692 и 1694 годов в Новгороде Великом. Беспоповцы считали, что после реформы Никона Русская Православная Церковь отступила от «истинной», «старой» веры, они отрицали православную церковную иерархию; отказались от священников (отсюда название), заменив их выборными наставниками и начётчиками; провозглашали принцип всеобщего священства поскольку «благодать священства взята на небо», «каждый мирянин есть священник», признавали необходимость только трёх религиозных обрядов (таинств): крещения, исповеди (в несколько иной форме, чем в православии) и причастия (понималось как духовное приобщение к Богу). Беспоповцы признавали воцарение в «мире» Антихриста — или духовного (под которым подразумевалась «никонианская» церковь), или личного (воплощавшегося в конкретных лицах, как правило, в правящих монархах); не признавали царя и царской власти (так как она покровительствует официальной православной церкви и подвергает преследованиям сторонников староверия). Все живущие за пределами беспоповских общин считались «мирскими», принадлежащими к «миру Антихриста», чтобы избежать «Антихристовой скверны» и спасти свою душу, приверженцы «истинно православной веры» должны были избегать контактов с «мирскими», не допуская общения с ними «ни в еде, ни в питье, ни в молитве». Всех переходивших к ним православных, старообрядцев-поповцев («иноверцев») принимали только через повторное крещение. Беспоповщина зародилась на севере и северо-западе России (Поморье), а затем распространилась в Поволжье, на Урале и в Сибири среди государственного и оброчного крестьянства, а также ремесленников и купцов. Известная религиозная отчуждённость наблюдалась в отношениях между представителями различных беспоповских толков. В 1-й половине XVIII века наибольшим влиянием среди них пользовались поморцы (зародились в 1694 году в лесах по реке Выг). Центром поморцев стала Выговская пустынь во главе с братьями А. и С. Денисовыми. В начале XVIII века от поморцев отделились филипповцы, известные религиозным фанатизмом и самосожжениями. В конце XVII века на псковских и новгородских землях сформировались федосеевцы, которые выделялись своим учением о всеобщем безбрачии и проповедью аскетизма. Тогда же в керженских лесах появились нетовцы, или спасовцы («нет в мире ни православного священства, ни таинств, ни благодати», а спасение можно получить, только уповая на Иисуса Христа — Спаса).

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004, с. 167-169.

Понятие: