Клиническая психология
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. kline — постель, койка и psyche — душа + logos — учение). Раздел психологии, который посвящен психологическим отклонениям и особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонении в интеллектуальном и личностном развитии; коррекция отклоняющихся форм поведения; психо-профилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства; исследование психических больных. Можно выделить две основные группы проблем, которыми чаще всего занимаются клинические психологии. 1. Отклонения в развитии детей: нарушения, связанные с эмоциональной депривацией ребенка; ранний детский аутизм при нормальном физическом развитии; минимальные мозговые дисфункции; проблемы общения ребенка с близкими людьми (неадекватное общение); нарушение или ослабление интеллектуальной деятельности; личностные особенности (акцентуации характера). 2. Отклонения в развитии взрослых: локализация мозгового поражения на основании поведенческих проявлений; посттравматический синдром; психосоматические заболевания. В контексте отечественных традиций принято различать клиническую психологию, как область профессиональной деятельности психолога, и медицинскую психологию, как сферу деятельности и компетенции медицинских работников, которые должны владеть основными понятиями психологии личности, психологии развития, деонтологии и пр. для адекватной интерпретации особенностей психи-ческой деятельности больного, в плане их роли в патогенетической и дифференциальной диагностике болезни и в оптимизации ее лечения и предупреждения. Для зарубежной психологии характерно определение клинической психологии как отрасли психологии, которая занимается изучением, диагностикой и лечением людей с психическими расстройствами, прежде всего в форме психологических и поведенческих нарушений (Майерс Д. Социальная психология / Пер, с англ. СПб.: Питер, 1996; Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб.: прайм-Еврознак, 2002).
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 250-251.