Космополитизм (Тавадов, 2011)
КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. cosmopolitis — гражданин мира) — идеология мирового гражданства, утверждающая приоритет чувства принадлежности любого человека ко всему человечеству над всеми другими социальными связями. Космополитизм отвергает идеи «национальной почвы», национальной культуры, патриотизма, а в сфере политики проповедует отказ от государственного и национального суверенитета, от национальных интересов и традиций. В ее основе лежит идея создания мирового государства или мировой федерации государств, для чего необходимо отказаться от государственного суверенитета, этнической и национальной принадлежности, культуры и традиций.
Космополитические идеи, возникнув в далеком прошлом, получили широкое распространение в эпоху империализма. Выступая против национально-освободительного движения, идеологи империализма говорят об «устарелости» национального суверенитета. Современный космополитизм проповедует полное растворение национальных культур в «динамичном общем потоке индустриального прогресса». Наглядное выражение современный К. находит в идеологии «американизма» транснациональных корпораций, в работах группы французских идеологов, которые называют себя «новыми философами» (Ж.-М. Бенуа, А. Глюксман, Б.-А. Леви и др.).
Нынешние космополитические умонастроения страдают исходной противоречивостью. Например, «новые философы» говорят об универсальном мировоззрении, свободном от узости «регионализма», ратуют за создание глобальной культуры. Однако источником универсализма в их системе рассуждений оказывается вовсе не объективный процесс сближения культур, а насаждение американской культуры во всех регионах мира. Космополитическую направленность содержит в себе доктрина «неоглобализма», игнорирующая национальные особенности различных регионов и культур и направленная на искусственное насаждение «новейших» социальных структур и цивилизационных стандартов.
Космополитизм не тождествен интернационализму, который не отрицает патриотизм, национальные чувства, а соединяет в своей основе общечеловеческие интересы с национальными. Интернационализм рассматривает «глобализацию», планетаризацию общественной жизни как объективный процесс. Но при этом длительная перспектива интернационализации национальных культур предполагает не устранение национальных особенностей и традиций, а глубокое и последовательное усвоение их ценного потенциала. Именно поэтому объективный процесс возрастания роли общечеловеческих факторов развития интернационалистских тенденций находится в противоречии с космополитизмом, отрицающим национально-государственные и патриотические ценности.
См.: Интернационализм, Национал-патриотизм, Патриотизм, Родина.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 172-173.