Квиетизм (Бассине, 2016)

КВИЕТИЗМ. Эта духовная доктрина, проповедующая доверие и полную покорность Богу, развивается во Франции благодаря вдове Гюйон. Ее мистическая теория чистой любви изложена в книге «Быстрое и очень простое средство сотворить молитву» (1685). Сочинение находит отклик в первую очередь в светских кругах, госпожа де Ментенон увлекается идеями ученой женщины. Однако та же деятельность Мигеля де Молиноса в Испании недавно стала причиной жестокого наказания со стороны Римской церкви (булла от 1687 г.). В частности, Ватикан упрекает его за отрицание благотворительности, столь необходимой для спасения души любого католика. Отныне госпожа Гюйон и ее последователи представляют новую угрозу религиозной целостности, их преследует королевское правосудие. Кроме того, во время конференции в Исси (1694—1695) французской церковной комиссии во главе с епископом Мо Жаком-Бенинем Боссюэ поручено разнести учение квиетизма в пух и прах. Молодой Франсуа Фенелон, убежденный в правоте своей духовной единомышленницы, заключенной в тюрьму, пытается противостоять критикам и публикует «Разъяснения высказываний святых о духовной жизни» (1696). Однако поединок двух прелатов оборачивается победой Боссюэ. После милостей, дарованных королем аббату Фенелону (назначение наставником герцога Бургундского, принятие во Французскую академию и возведение в сан архиепископа Камбре), наступает опала: ему предписано удалиться из Версаля и Сен-Сира в свой приход. Заканчивается все посланием папы Cum Alias, в котором осуждаются двадцать три утверждения, содержащиеся в книге Фенелона (1699), который тут же покоряется.

Краткий кризис квиетизма знаменует окончание долгого столетия, отмеченного деятельностью святых и преподобных отцов; времена изменились, и отныне мистицизму больше нет места во Франции, обращенной к светочам рационализма и интеллектуализма.

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 196-197.

Понятие: