Зороастризм (СИЭ, 1964)

ЗОРОАСТРИЗМ - в древности дуалистическая религия народов Востока, названа по имени Зороастра. Зороастризм возник, по мнению большинства исследователей, в Средней Азии, вероятно, в 7 веке до н. э.; распространился в Мидию, Персию, Каппадокию и другие страны Ближнего Востока. Основным источником наших знаний о зороастризме является Авеста.

Согласно зороастризму, в мире борются два начала - добро и зло. Добро олицетворяет бог Ахурамазда и его помощники, персонифицирующие идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т. д., зло - бог Анхра-Майнью и его помощники девы; человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла, он должен своими мыслями, словами, делами, а также телесной чистотой бороться против злых существ. Аскетизм осуждается как дело, способствующее победе духов зла. Согласно зороастризму, существует загробная жизнь: если человек способствовал на земле победе добра, то душа его попадает в рай, а в противном случае он обречен на вечные муки в аду; в конечном счете добро одержит полную победу над злом и возникнет идеальное царство на небе и на земле.

Вначале зороастризм был религией оседлых скотоводов и содержал много демократических элементов. Так, Зороастр выступал против массовых кровавых жертвоприношений и вменял в обязанность каждому верующему перейти от кочевого к оседлому образу жизни, выращивать скот и защищать полезных животных. Но позже, с образованием классового общества зороастризм был приспособлен для защиты интересов господствующих классов. Было создано сложное эсхатологическое учение, согласно которому после 12 тысяч лет борьбы добра и зла явится спаситель (саошиант) из рода Зороастра и спасет мир. По-видимому, учения зороастрийских жрецов о конце мира и воскресении мертвых, о грядущем спасителе и последнем суде оказали влияние на возникновение подобных же представлений в иудаизме, христианстве и в других религиях.

Зороастризм из-за своей абстрактности не имел большого успеха среди народных масс, по крайней мере вплоть до эпохи Аршакидов. Ахеменидские цари исповедовали особую религию, которая являлась синкретизацией зороастризма и древних народных религиозных представлений, а большинство народа оставалось верным старым племенным культам. При сасанидских царях (3-7 века н. э.) зороастризм стал государственной религией феодализирующейся знати, Авеста была канонизирована, а жречество превратилось в организованную государственную церковь, глава которой был вторым после царя лицом в государстве. В 7 веке н. э. после завоевания Персии арабами зороастрийцы преследовались и насильственно обращались в ислам. В настоящее время зороастризм сохранился в сильно измененном виде у гебров в Иране и у парсов в Индии.

M. A. Дандамаев. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Струве В. В., Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов, "Изв. АН СССР", Серия истории и философии, 1944, т. I, No 3; Дьяконов И. М., История Мидии, М.-Л.,1956; Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах М., 1963; Benveniste E., The Persian religion according to the chief Greek texts, P., 1929; Clemen C., Fontes historiae religionis persicae, Bonnae, 1920; Messina G., Der Ursprung der Magier und die Zarathustrische Religion, Rom-München, 1930; Moulton J. Н., Early Zoroastrianism, L., 1913; Duchesne-Guillemin J., Zoroastre. Étude critique avec une traduction commentée des Gâthâ, P., 1948.

Понятие: