Деньги [в Испанской Америке]
Ни у ацтеков, ни у инков не было чеканных монет. Тем не менее торговля ацтеков не сводится лишь к натуральному обмену. Они используют в качестве монет продукты, считающиеся ценными, такие как золотая пудра или небольшие кусочки драгоценных металлов, перья, маис, какао или отрезы хлопка разного качества и величины. Индейцы Анд выменивают шерсть лам и продукцию гор на продукцию из теплых стран.
Хотя количество испанских монет, привезенных с собой конкистадорами, довольно ограниченно, они не испытывают необходимости в довозе денег. Они оценивают золотую пудру, слитки, хлопчатобумажную ткань или бобы какао, подобрав им эквиваленты в монетах и сохранив, таким образом, привычные названия и номинал (мараведи, дукаты, кастельяно и т. д.).
Для покупок и взыскания дани испанцы пользуются кусками золота и серебра. То есть, вместо монеты они отдают кусочек золота или серебра определенного веса (peso) и пробы, например веса и пробы castillano. Поскольку вес «монеты» может меняться в зависимости от пробы металла, должен быть выбран определенный эталон, с которым можно будет сверяться. Таким образом, в процессе покупки принято называть не монету, a peso, который предлагается в обмен на товар. Этот обычай еще больше укореняется с вмешательством Короны, когда монеты становятся действительными, и в 1535 году появляется песо — официально принятый, обладающий различной ценностью и подразделяющийся на множество видов и подвидов. В Новой Испании принят peso de ото fino de minas, стоимостью 450 мараведи (ставших в Испании расчетными деньгами), и peso de tepuzque, стоимостью 270 мараведи. В Перу в ходу peso de ого ensayado, или «проверенный», равный 450 мараведи.
В 1534 году открывается монетный двор в Мехико, а в 1568 году — в Лиме. Последний вскоре закрывается из-за учреждения монетного двора в Потоси, но возобновляет работу в 1683 году. Начинается чеканка серебряных реалов — номиналом 8, 4, 2, 1 и 0,5 реала. Реал эквивалентен 34 мараведи, что и является причиной возникновения real de a ocho, peso или восьмерика, равного 272 мараведи. Этот песо чеканится из серебра, называемого tepuzque в Новой Испании и patacon в Перу, и становится единственной расчетной монетой.
Песо свободно обращается на международных рынках. Patacones, произведенные в Потоси, отправляются в Чили, Кито, Панаму, Буэнос-Айрес, а также питают португальскую торговлю в Бразилии. Мексиканский песо в изобилии водится по маршруту следования манильских галеонов, т.е. на дальневосточных рынках. Но его также можно найти в Центральной Америке, в Венесуэле, Новой Гранаде и на Антилах. Он принят и в Соединенных Штатах до начала гражданской войны. Монета в 8 реалов называется peso, 4 реала — toston, 2 реала — peseta.
Чеканка золотых монет начинается позже, главным образом в Бразилии (они называются cruzados), в Санта-Фе-де-Богота (1622), и в меньшей степени в Мехико (начиная с 1675 г.). Самая массовая чеканка монет приходится на XVIII век, особенно в Мехико. Парадокс Индий заключается в том, что огромного количества продукции приисков не хватает для чеканки монет в количестве, необходимом для внутреннего пользования.
Ввиду недостатка мелкой монеты для мелких транзакций возникает интересный обычай. Каждый торговец Мехико чеканит за свой счет собственную расчетную монету, своего рода жетон. Наибольшее распространение эта практика получает в XVIII веке.
Cuartillo, который люди называют cuartilla, делится на два tlaco (что на языке науатль означает «половина»), каждый из которых, в свою очередь, делится на два pilones. Tlacos и pilones изготавливаются из дерева, мыла, свинца и меди. Ими можно воспользоваться лишь в тех лавках, которые их выпустили, если только ее владелец не связан с другими учреждениями. Эти временные монетки были в ходу по всей Испанской Америке вплоть до 1828 г.
Торговый баланс американских вице-королевств структурно дефицитен и компенсируется массовыми отправлениями серебряных слитков и монет в полу-индустриализованные страны Европы, которые используют серебро Индий при торговле с Дальним Востоком, где драгоценные металлы особенно ценятся. После ухода флотилии не остается ни реала. Нехватка реалов в Индиях становится особенно ощутимой в периоды экономической экспансии и интенсивного морского трафика. Серебро Новой Испании уходит на Дальний Восток с 1565 г., после создания испанского правительства на Филиппинах и «открытия» Китая. Ввиду крайне плохого качества китайских монет, серебряная монета в 8 реалов, обладающая стабильностью и чистотой, здесь высоко ценится. В периоды экономических кризисов (примерно 1680 и 1735 гг.), напротив, колонии более эффективно распоряжаются ценными металлами, используя их на внутренних рынках.
После того как в 1634 года торговля между двумя вице-королевствами была запрещена (что явилось серьезным ударом для экономики Манил), Перу находит другой выход. Буэнос-Айрес становится его Акапулько, а Бразилия — его Китаем. Воспоминания об этом потоке серебра находят свое отражение в названии Рио-де-ла-Плата («серебряная река»). Во времена расцвета торговли предположительно 40% серебра Потоси прошло мимо официальной статистики. Половина отправилась в Рио-де-ла-Плату, а остальное исчезло на месте.
Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 122-129.