Интервью (Рапацевич, 2006)

ИНТЕРВЬЮ (в психологии) - способ получения социально-психо-логической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез. Различаются два вида интервью: 1) интервью свободные - не регламентированные темой и формой беседы; 2) интервью стандартизованные - по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов, уровнем получаемой информации - богатством и сложностью ответов.

В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: 1) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; 2) респонденту недостаёт информации о причинах своего действия; 3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске необходимой информации. Примеры таких методов - интервью клиническое и интервью диагностическое.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 284.

Понятие: