Диахрония и синхрония
ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ (от греч. δια — через и χρόνος — время; σύγχρονος — одновременный), понятия, характеризующие историческую последовательность развития явлений в некоторой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих явлений в определенный момент времени (синхрония). Понятия диахрония и синхрония были введены применительно к языку Ф. де Соссюром, резко разграничившим диахроническую и синхроническую лингвистику. Первая из них изучает отношения, которые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Вторая занимается отношениями, которые связывают сосуществующие элементы и образуют систему; эти отношения воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.
С развитием структурализма и распространением его методов на другие области гуманитарного и естественнонаучного знания сфера применения понятий диахрония и синхрония существенно расширилась. Дихотомию диахронии и синхронии (наряду с такими, как развитие и функционирование, эволюция и организация, история и структура) используют в исследовании сложноорганизованных развивающихся объектов, когда сам процесс развития выступает как формирование и преобразование структуры объекта. Некоторые представители структурализма неправомерно резко противопоставляли диахронию и синхронию, считая, что только синхрония может изучаться объективными научными методами, однако впоследствии это противопоставление стало проводиться более умеренно.
Существуют познавательные задачи, для решения которых достаточны методы диахронического либо синхронического исследования. Вместе с тем при построении теории, претендующей на сколько-нибудь полное описание и объяснение развивающейся системы, любой из этих подходов сам по себе оказывается недостаточным. Законы диахронии и синхронии не являются абсолютно независимыми друг от друга, так как состояние системы в некоторый данный момент времени и свойственная ей структура накладывают существенные ограничения на диапазон возможных преобразований системы.
В области познания социальных явлений идею органического сочетания диахронического (исторического) и синхронического (структурного) методов впервые выдвинул К. Маркс, «Капитал» которого — образец как исторического, так и структурного анализа капиталистической формации.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Грецкий М. Н., Франц. структурализм, М., 1971;
Принцип историзма в познании социальных явлений, Μ., 1972;
Блаубеρг И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973;
Фуко М., Слава и вещи, пер. с франц., М., 1977;
Соссюр Ф. де, Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977;
Levi-Strauss С., Anthropologie structurale, P., [19731.