Запреты в исламе

ЗАПРЕТЫ В ИСЛАМЕ — разработанные фикхом нормы, оценивающие определенные действия как запрещенные (харам). Некоторые религиозно-правовые школы (мазхабы) считают такими действиями только те, которые в прямой и категоричной форме запрещены Кораном и сунной. К ним, например, относятся убийство, употребление вина, прелюбодеяние, кража. Нарушение этих запретов является тяжким грехом (харамом) и поэтому влечет не только правовую, но и духовную ответственность мусульманина. Лица, совершившие данные деяния, считаются вероотступниками. В соответствии с выводами большинства мазхабов, запреты установлены не только Кораном и сунной, но могут быть также сформулированы факихами с помощью иджтихада. Однако несоблюдение таких запретов, в отличие от нарушения прямых предписаний Корана и сунны, не квалифицируется как тяжкий грех, хотя и является правонарушением. На этой основе мазхабы разработали разветвленную систему табу. Запретом, например, является употребление свинины или вина, использование женщинами определенного вида одежды и украшений в присутственных местах. Ряд запретов касается брака (не разрешается заключение брака между лицами, состоящими между собой в определенной степени родства), отношений родителей с детьми (запрет усыновления), правил торговли (запрет ростовщичества), проведения досуга (запрет на азартные игры). Прикосновение к запрещенным предметам (например, к свинине или вину) обязывает верующего совершить полное омовение. В отдельных случаях совершение запрещенного деяния не влечет ответственности (например, кража пищи голодным ради сохранения своей жизни). Кроме того, юридическая оценка нарушения запретов не всегда совпадает с религиозной (например, заключение торговой сделки во время, отведенное для общей пятничной молитвы, запрещено, но она считается юридически действительной). В настоящее время ряд норм фикха, устанавливающих запреты, включается в брачно-семейное и уголовное законодательство, принятое во многих исламских странах. В других регионах исламские запреты приобрели форму обычаев и соблюдаются верующими в силу привычки.

Цитируется по изд.: Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 65-66.

Понятие: