Рождественский сочельник (РСК, 2005)

Колядо (Коляда). Рождественский сочельник. Колядо в славянской мифологии являлся воплощением новогоднего цикла. У поляков его изображал сноп, принесенный в дом на Рождество, у хорватов кукла "колед". У восточных славян воспоминание о культе Коляды сохранилось в обряде колядования. "Пришла Коляда накануне Рождества, мы ходили, мы искали, мы нашли Коляду", - пели в рождественских величальных песнях-колядках. Колядками называли и маленькие печения из пресного ржаного теста с различными начинками, которые получали в подарок колядующие. Доныне в некоторых деревнях, особенно на Украине, сохранился обычай, когда под Рождество молодежь, ряжаная в шкуры различных домашних животных, ходит по дворам с песнями и добрыми пожеланиями дому и требованием подарков. Обряд колядования сулил плодородие. День перед Рождеством, сочельник, последний день Рождественского поста, сопровождался определенными обычаями. За стол не садились до первой звезды", в память о том, что она возвестила волхвам о рождении Богомладенца. Разговляться всей семьей постной рисовой или пшенной кашей (сочивом) начинали с молитвы. Потом изба застилалась сеном или соломой. Сочельничать блинами и постными пирогами полагалось в полном молчании.

Цитируется по изд.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005, с. 10.