Гражданство (Акмалова, 2001)
ГРАЖДАНСТВО. Понятие, имеющее политико-юридический социальный смысл. В политико-юридическом отношении гражданство синонимично подданству как принадлежности лица к определенной стране, государству. В отличие от этого гражданство как социальный феномен означает наличие у индивида как члена данного гражданского общества определенного набора прав, гарантирующего ему равный правовой статус с государственно-политическими субъектами. Эти права традиционно именуются гражданскими, или естественными, существующими наряду с политическими правами подданного. Концепция гражданства имеет своим началом мировоззрение Нового времени, когда впервые были разведены указанные толкования данного понятия. Б. Спиноза одним из первых обратил внимание на отличия «гражданства» и «подданства»: в первом случае идет речь по преимуществу об обладании правами, во втором акцент делается на наличии обязанностей. Дж. Локк, И. Кант, Д. Юм назвали первый признак гражданства – обладание собственностью – главным преимуществом, даруемым жизнью в гражданском обществе и неотчуждаемым политической властью. Если статус подданного определялся действием системы установленного (государственного) права, то права гражданина трактовались как неотъемлемые, «естественные». Дж. Пристли выделил гражданские права, детерминирующие статус гражданства, в качестве первичных по отношению к политическим. В современной политологии выделяют активное гражданство (социальное) и пассивное гражданство (как подданство). Т. Маршалл определяет 3 составляющие гражданства: свободу слова и неприкосновенность личности; право на участие в создании тех законов, которым граждане должны повиноваться; право на такие социальные условия жизни, которые исключают возможность дискриминации личности вследствие самого факта рождения. Подлинное гражданство как социальный, а не только государственно-правовой феномен предполагает социальные обязательства государства и гражданские обязательства человека.
Гражданство является не столько юридическим статусом, сколько социальным явлением, сердцевиной подлинного социального развития, хотя этот процесс начинается, безусловно, с приобретения прав политических, ибо равенство всех перед законом и связанные с этим гражданские права отмечают отправную точку данного развития. Смешение гражданского и политического характерно для условий тоталитарного общества, смысловым центром которого выступает панполитизм, когда осознание человеком своего гражданского статуса однозначно связывается с его принадлежностью к государственным, партийным и иным политическим структурам, а все богатство ориентаций гражданского поведения сводится к явлениям политического порядка. Активное гражданство, как следствие гражданского соучастия, есть принадлежность гражданского общества и может быть названо поэтому социальным гражданством. Магистральный путь его становления – индивидуализация, или высвобождение личности из-под власти политико-коллективистских структур. Соответственно видам гражданства выделяют и типы социального поведения по отношению к государству: исполнительский и инициативный. Институт активного гражданства не только создает из человека члена гражданского общества, но и устраняет тем самым внешние помехи, открывает пространство свободы, конститутивное для гражданского общества, и создает эффективные защитные меры от патерналистских устремлений государственной бюрократии. Тогда государство рассматривает личность уже не просто как подданного, а как юридически равное себе и осознавшее собственные интересы лицо. Важнейшим показателем активного гражданства, инициативного поведения и гражданского соучастия является гражданская культура.
А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.