Кабуки (БСЭ, 1973)
Кабуки, один из видов классического театра Японии. Его истоки в народных песнях и танцах, исполнявшихся бродячими актёрами. Родоначальницей К. считают О-Куни, к-рая с 1603 выступала с жен. труппой. Хотя в сценках, к-рые исполняла О-Куни, основой были любовные песни и танцы, в них уже намечались элементы драматургич. композиций, со временем всё более усиливавшиеся. В 1629 жен. труппы были запрещены под предлогом нарушения законов о нравственности, и с 1652 в представлениях К. выступают только мужчины (яро-К.). Это породило специфич. амплуа актёров-исполнителей жен. ролей (оннагата, или ояма).
Особого расцвета театр К. достиг в конце 17 - начале 18 вв., во время подъёма гор. культуры (т.н. период Гэнроку,1688- 1703). Был сделан большой шаг вперёд от иск-ва подражания (мономанэ) к более естеств. манере игры. Важное значение приобрели движения и сценич. речь исполнителей, чему способствовало мастерство актёра Саката Тодзюро и драматурга Тикамацу Мондзаэмона.
Кризис феод, строя привёл к жёсткой регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К., усилилась условность (танцевальные пьесы сёсагото и пантомимы). Условными были муз. сопровождение и декорации, кано-нич. позы (миэ) и каноны игры (ката), парики и специфич. для К. грим кума-дори (красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий - хладнокровие, злость, безнравственность и др.). Утвердилась традиция преемственности сценич. имён, установились замкнутые актерские династии с наследованием актёрских амплуа. В 1-й пол. 18 в. прославились Итикава Дандзюро II и Савамура Содзюро. В 1758 драматург Намики Сёдзо ввёл вращающуюся сцену, к-рая вместе с "дорогой цветов" - ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрит, зал) стала значит, завоеванием театра К.
Кабуки. Слева - Утаэмон VI исполняет танец оннагата в пьесе "Мусумэ додзёдзи". В середине - Итикава Эбидзо (в центре) в роли Бэнтэна Кодзо в пьесе "Бэнтэн мусумэ" (сцена поединка на мечах.). Справа - Итикава Энноскэ III в роли Самбасо в пьесе "Аяцури Самбасо" (сзади в роли ассистента - актёр Итикава Кодаю).
К кон. 18 в. центр иск-ва К. перемещается из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением ист. драм (дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэва-моно). Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Нам-боку и реалистич. манера исполнения актёра Мацумото Косиро V.
После бурж. революции 1867-68 (т. н. революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистич. развития, что сказалось на содержании драматургии К. Появились пьесы, отображавшие новые нравы. Ставятся ист. драмы (ка-цурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность приобретают имена актёров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава Садандзи I. Появляются новые пьесы для К., обновляются традиц. сце-нич. приёмы.
В 1966 в Токио в целях сохранения классич. театра К. был открыт гос. театр "Кокурицу гэкидзё". Актёры К. состоят на службе у двух крупных кинокомпаний "Сётику" и "Тохо", а также в единственной независимой театральной труппе " Дзэнсин дза".
Театр К. дважды гастролировал в СССР (1928 и 1961), познакомив советских зрителей с популярными актёрами- Ити-кавой Садандзи II, Итикавой Энноскэ II, Утаэмоном VI и др.
Б.В.Раскин.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 11. Италия – Кваркуш. – М., Советская энциклопедия. – 1973.
Литература:
Конрад H. И., Театр Кабуки, в сб.: Театральный Октябрь, Л.- M., 1926; его же, Театр Кабуки, Л.- M., 1928; Кабуки, [пер. с англ.], M., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб., M., 1965; Г у н д з и Масакацу, Японский театр Кабуки, пер. с япон., M., 1969.