Тхеравада (Дил, 2011)

МЫШЛЕНИЕ И ПРАКТИКА ТХЕРАВАДЫ. Буддизм Тхеравады берет в качестве своей отправной точки жизнь исторического Будды (жившего приблизительно в 563—483 гг. до н. э.). Эта традиция видит в Будде человека, который посредством духовных практик постиг природу действительности. Это знание называют нирваной, или просветлением. Жизнь Будды служит образцом для всех его последователей.

После религиозного пробуждения Буд да начал разъяснять Дхарму—закон или учение — другим людям. Дхарма, согласно учению Тхеравады, сосредоточена на религиозных практиках, которые приводят к трансцендентному пониманию человеческого бытия. Это состояние выражено в «трех качествах существования» — непостоянстве, страдании и отсутствии постоянной личности или души, — соответствующих непросветленной жизни в мире сансары (внутри цикла жизнь-смерть-новое рождение). Нравственное поведение человека (карма) определяет его положение в цикле сансары. Соблюдение нравственных принципов обещает новое рождение на более высоком духовном уровне, а нарушение их приводит к перерождению в еще более низком духовном состоянии. Мир сансары, согласно учению Будды, является полностью неудовлетворительным. В результате этого люди стремятся выйти из непрерывного цикла перерождений.

Четыре Благородных Истины буддизма описывают состояние человека и средства высвобождения его из мира сансары:

1. Все существующее страдает.

2. Страдание вызвано желанием.

3. Прекращение желания приводит к прекращению страдания.

4. Восьмеричный Путь приводит к освобождению (нирване).

Предложенный Буддой Восьмеричный Путь позволяет избавиться от сансары. Восемь аспектов пути разделены на три компонента:

Мудрость:

1) истинное понимание;

2) истинное стремление.

Нравственность:

3) истинная речь;

4) истинная деятельность;

5) истинные средства к существованию.

Концентрация:

6) истинное усилие;

7) истинное направление мысли;

8) истинное сосредоточение.

Мудрость подразумевает состояние

ума и мнений, необходимых, чтобы успешно практиковать Дхарму Будды. Нравственность подразумевает отношение человека к другим людям и его поведение в этом мире. Концентрация охватывает разные виды действий, необходимых для овладения умственными процессами, для того чтобы достичь более высокого уровня медитации. Мудрость, нравственность и концентрация в конечном счете приведут к переходу от невежества к трансцендентной мудрости — нирване.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 264-265.

Понятие: