Дарвинизм (Ильичёв, 1983)
ДАРВИНИЗМ, материалистическая теория эволюции органического мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). Дарвинизм выделяет материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие факторы эволюции — естественного отбор для организмов, живущих в природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие дарвинизма от предшествующих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции.
Главный фактор эволюции в природе — естественный отбор. В отличие от проводимого человеком искусственного отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно Дарвину, естественный отбор — это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие которого на основе неопределённой (т. е. неадекватной воздействиям внеш. среды) наследственной изменчивости (материала для эволюции) в ряду поколений происходит эволюция. В борьбе за существование, в которой выражается взаимодействие организмов с окружающей средой, выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. Важнейшее положение дарвинизма — относительность органической целесообразности: приспособленность организмов к условиям внеш. среды, целесообразность их строения и функций несовершенны. Это заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора.
Источники дарвинизма — ряд естественно-научных концепций, разработанных в 18 и 1-й половине 19 веков. К. Линней выдвинул принцип иерархичности систематических категорий (близкий к дарвиновскому принципу дивергенции признаков в процессе эволюции) и поместил человека среди отряда приматов, нанеся первый удар по представлениям об исключительности человека как явления природы. Идеи трансформизма (возможности преобразования одних форм в другие) без выявления движущих факторов эволюции высказывались и пропагандировались швейцарским натурфилософом Ш. Бонне и французскими просветителями П. Л. Мопертюи и Ж. Л. Бюффоном. Ламарк вплотную подошёл к принципу актуализма и создал первую эволюционную концепцию, однако он не вскрыл движущих факторов эволюции. Большую роль в подготовке дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений убеждённых антиэволюционистов. Так, Ж. Кювье создал палеонтологию, теорию корреляций частей организма, разработал ряд принципов сравнительной анатомии. Идеалистическая морфология (И. В. Гёте, Г. Брони, К. Э. фон Бэр) разработала принципы сравнения органических структур, которые в переработанном виде вошли в состав важнейших для дарвинизма дисциплин — сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии. Важнейший источник дарвинизма — основанная на принципе актуализма в геологии теория эволюции лика Земли, разработанная Ч. Лайелем в 1829—1833 годы. Признание концепции геологической эволюции подготовило формирование дарвинизма. В 1859—1862 годы эволюционизм был принят практически всеми.
Первые критики Дарвина (американский зоолог Ж. Л. Р. Агассис, английский анатом Р. Оуэн) выступали с креационистских позиций. Атеистический смысл теории Дарвина вызвал резкие нападки клерикалов на дарвинизм, в особенности по вопросу о происхождении человека (математик и оксфордский епископ Уилберфорс, немецкий анатом Р. Вирхов, английский геолог А. Седжвик и др.). В центр полемики выдвинулся вопрос о том, является ли естественный отбор формирующим, творческим фактором эволюции. Основное внимание противники Д. (Г. Спенсер, H. H. Страхов, Н. Я. Данилевский) сосредоточили на следующих вопросах. Может ли естественный отбор, играющий «роль сита», отсеивающего неприспособленных, играть творческую роль, обеспечивать поступательный ход эволюции? Каким образом благоприятные признаки выживших особей могут сохраняться в потомстве, не растворяясь при скрещивании носителей этих признаков с особями, несущими иные признаки?
Критика дарвинизма шла с двух сторон — с позиций эктогенеза и автогенеза. Общим во взглядах этих двух основных направлений антидарвинизма является неприятие или резкое ограничение роли естественного отбора в эволюции. Согласно сторонникам эктогенеза, причины развития лежат вне организмов, организм как «тесто» меняет форму и строение под влиянием действующих извне факторов среды. Все эктогенетики признают ламарковский принцип «наследования приобретённых признаков», отсюда возникает представление о возможности эволюции отдельной особи (согласно современному дарвинизму, наименьшей эволюционирующей единицей является группа особей — популяция). К эктогенетическим разновидностям антидарвинизма относятся неоламаркизм (ведущий своё начало от Спенсера), психоламаркизм, механоламаркизм и их отдельные варианты, а также так называемый творческий Дарвинизм (Т. Д. Лысенко и др.), по существу отрицавший основные положения теории естественного отбора.
Антидарвинисты-автогенетики видят причины эволюционного развития лишь внутри организма, отрицая роль среды как формообразующего фактора, действующего в пределах нормы реакции генотипа. Автогенетические концепции неодарвинизма, развитые в конце 19 века А. Вейсманом, сводят эволюцию к независимой от внешних условий комбинации наследственных признаков. Развитием автогенетической концепций стали работы мутационистов — русского ботаника С. И. Коржинского, выступившего с теорией «гетерогенезиса» (1899), и голландского ботаника Г. де Фриза (1903—1911). Мутационисты противопоставляли резкие наследственные изменения (мутации) нерезким, считая, что каждый новый признак возникает на основе новой мутации, независимо от комбинации и взаимовлияния признаков и генов. Переоткрытие законов Г. Менделя (1900) привело к столь бурному развитию генетики в начале 20 века, что ранние менделисты стали рассматривать менделизм как общую естественнонаучную концепцию, способную заменить «устаревший» дарвинизм. Переоценка роли комбинативной изменчивости в эволюции при недооценке роли естественного отбора, контролирующего ценность возникающих мутаций и их комбинаций, привела некоторых ранних дарвинистов к автогенетическими концепциям (Я. Лотси) и попытке заменить дарвинизм менделизмом. Эти тенденции вызвали резкую критику со стороны «ортодоксальных дарвинистов» (К. А. Тимирязев, М. А. Мензбир и др.), которые не увидели в фактах, накопленных ранними менделистами, подкрепления наиболее уязвимого для критиков места в дарвинизме — учения о наследственности и причинах изменчивости.
В качестве ответной реакции на автогенетический антидарвинизм ранних менделистов-мутационистов в 10—20-х годах 20 века вновь возникает интерес к эктогенетическим трактовкам теории эволюции. Идею об адекватности наследственных изменений внешним воздействиям пыталась экспериментально подтвердить школа механо-ламаркистов (П. Каммерер, Ф. Самнер, Г. Прибрам, П. П. Сахаров и др.), получившая поддержку со стороны некоторых биологов (E. M. Вермель, B.C. Кузин, Е. С. Смирнов). Эксперименты механоламаркистов методически оказались несовершенными и при многочисленных проверках были опровергнуты.
Особняком от двух основных линий развития антидарвинизма стоит теория номогенеза (выдвинутая советским ихтиологом и географом Л. С. Бергом, 1922), которая объединяла как автогенетические, так и эктогенетические концепции, отводя особую роль целесообразности как свойству живого и концентрируя внимание на направленности эволюционного процесса. С антидарвинистскими статьями выступили в 20-х годах палеонтолог Д. Н. Соболев, энтомолог А. А. Любищев.
Критика антидарвинистов позволила выявить некоторые недостаточно разработанные аспекты дарвинизма. В трудах некоторых антидарвинистов содержатся ценные факты и частные теоретические положения. Так, например, важное значение для современного эволюционизма имеют фактические исследования таких антидарвинистов, как Э. Коп (работы по филогении млекопитающих) и Л. С. Берг (труды по зоогеографии и филогении рыб).
Исследования Н. И. Вавилова и его школы (закон гомологических рядов наследственной изменчивости, теория линнеевского вида), С. С. Четверикова и его учеников (экспериментальная генетика популяций), Р. А. Фишера, С. Райта, Дж. Холдейна, А. Н. Колмогорова (математическая теория популяций), И. И. Шмальгаузена, Б. Рента, Дж. Г. Симпсона (закономерности макро-эволюции), О. Клайншмидта, Э. Майра, Н. В. Тимофеева-Ресовского (теория вида), Ф. Г. Добржанского (учение об изолирующих механизмах эволюции), Г. Ф. Гаузе и В. Вольтерра (математическая теория отбора) создали предпосылки для формирования в конце 30-х ггодов «синтетической теории эволюции» (СТЭ), объединяющей достижения дарвинизма и современной генетики. Эта теория в 40-х годах была признана подавляющим большинством естествоиспытателей. Классический дарвинизм вошёл в СТЭ в качестве её важнейшей составной части.
Новейшие открытия в области молекулярной биологии, не отражённые СТЭ, значительно видоизменяют концепцию современного дарвинизма. В 60-х годах возникает новая синтетическая дисциплина — эволюционная биология, разделом которой является молекулярная эволюция.
Η. Η. Воронцов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Некрасов А. Д., Борьба за Д., M., 19372; С к о в-р о н С., Развитие теории эволюции, пер. с польск., Варшава, 196й; История эволюц. учений в биологии, М.—Л., 1966; III м а л ь г а у з е н И. И., Проблемы Д., Л., 1969; Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов H.H., Я блоков А. В., Краткий очерк теории эволюции, M., 19772; Вοронцов Η. Η., Синтетич. теория эволюции: ее источники, осн. постулаты и нерешенные проблемы, «Журн. Всес. химич. об-ва им. Менделеева», 1980, т. 25, № 3, с. 295—315.