Линейный корабль (СВЭ, 1977)

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ (линкор), 1) в парусном флоте последней трети 17 века и первой половины 19 века наименование наиболее крупных трехмачтовых боевых кораблей. В зависимости от числа батарейных палуб (деков) они подразделялись на двух- и трехдечные. Появление линейных кораблей связано с изменением морской тактики в ходе 2-й англо-голландской войны 1665—1667 годов. Вместо абордажной схватки наиболее мощные по вооружению корабли стали вести артиллерийский бой, выстроившись и кильватерную колонну (линию баталии), отсюда название «линейный корабль».

К концу 17 века линейные корабли имели водоизмещение 1500—1750 тонн, 80—100 пушек, экипаж 600—700 чел Водоизмещение последних парусных линейных кораблей (середина 19 века) достигало 5000 тонн; на вооружении состояло до 120—130 пушек, экипаж до 800 человек. Применение в морском деле паровых двигателей и винта, нарезной артиллерии и бронирования привело в начале 60-х годов 19 века к ликвидации парусных линейных кораблей и появлению броненосцев,

2) в паровом броненосном флоте один из основных классов крупных кораблей, предназначенных для уничтожения в бою кораблей всех типов, а также нанесения мощных артиллерийских ударов по береговым объектам. Название «линейный корабль» возродилось в начале 20 века после постройки английского «Дредноута», ставшего родоначальником этого класса кораблей. В России с 1907 года эскадренные броненосцы были переименованы в линейные корабли. Одновременно началась подготовка строительства линейных кораблей нового типа, с более мощным вооружением (см. «Севастополь»). Линейные корабли периода 1-й мировой воины имели водоизмещение 18—32 тысяч тонн, скорость 21 — 25 узлов (39—46 км/ч); вооружение: 8—12 орудий калибром 280—381 мм, 12—20 орудий калибром 100—152 мм, 4—8 зенитных орудий калибром 40—88 мм; экипаж 900—1200 человек.

Начиная с 30-х годов развитие линейных кораблей шло по линии увеличения калибра артиллерии, толщины брони, повышения скорости и живучести. В 1938 году в СССР были заложены линейные корабли типа «Советский Союз», водоизмещение 65 000 тонн, скорость 28 узлов (свыше 50 км/ч), вооружение: 9 орудий калибром 406 мм, 12 орудий калибром 152 мм, 8 орудий калибром 100 мм, 32 зенитных орудий калибром 37 мм. Эти линейные корабли должны были превзойти аналогичные зарубежные боевые корабли, однако с началом воины их строительство было прекращено. Линейные корабли периода 2-й мировой войны имели стандартное водоизмещение 20 000 — 65 000 тонн, скорость 20—33 узла (37—61 км/ч); вооружение: 8— 12 орудия калибром 280—457 мм, до 20 универсальных орудия калибром 100—152 мм, до 140 зенитных малокалиберных пушек и крупнокалиберных пулеметов; экипаж 1500—2800 человек.

Толщина брони достигала на ограниченных участках 457—483 мм, причем масса ее составляла до 40% общей массы корабля. В ходе 2-й мировой войны линейные корабли использовались главным образом для защиты авианосцев от кораблей противника и обеспечения десантных операций. Было лишь несколько случаев эффективных боевых столкновений: английский линейный крейсер «Худ» был потоплен немецким линейным кораблем «Бисмарк», который в свою очередь был уничтожен линейным кораблем «Принц Уэльсский» при активном содействии авиации, крейсеров и эсминцев. Немецкий линейный корабль «Шарнхорст» был потоплен английским линейным кораблем «Герцог Йоркский» совместно с легкими силами. В большинстве случаев потери линейных кораблей были результатом действий авиации (в основном авианосной) и подводных лодок. Еще в ходе 2-й мировой воины линейные корабли постепенно стали утрачивать свое боевое значение. В послевоенный период, с появлением ракетно-ядерного оружия и еще большим совершенствованием авиации и подводных лодок, значение линейных кораблей резко упало.

К середине 70-х годов 20 века линейные корабли во всех странах были выведены из состава флотов и сданы на слом. Только в США имеются в резерве линейные корабли: «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури», «Висконсин» [водоизмещение 45 000 т, скорость 31 — 33 узла (57—60 км/ч); вооружение.: 9 орудий калибром 406 мм, 20 универсальные орудия калибром 127 мм, 80 скорострельных 40-мм зенитных автоматов; экипаж 2700 человек].

К. О. Дубравин.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах. Том 4: К-22 – Линейный крейсер. 656 с., 1977, с. 650.

Литература:

Кипессо А. И. Корабли и суда военно-морского флота. M , 1957,

Шершов А П К истории военного кораблестроения. М., 1952