Гребное судно
ГРЕБНОЕ СУДНО, судно, приводимое в движение вёслами. Гребные суда бывают с уключинами (упорами для вёсел) и без уключин. Уключины располагаются на бортах (гилюпки, лодки различных типов), на кронштейнах за бортом (академические суда) или в корме (гондолы), Гребные суда без уключин - байдарки, каноэ. Гребные суда могут иметь парус (паруса) или подвесной мотор. Известны речные и морские Гребные суда Древнего Вавилона, Ассирии, Египта. Остатки Гребных судов 5000-летней давности найдены на севере СССР. Гребные суда служили для торговли, военных походов, увеселительных прогулок; нередко отличались большой инженерной сложностью. Сохранилось описание построенного при египетском правителе Птолемее IV Филопаторе плоскодонного гребного судна длиной более 100 метров, на котором помещалось около 3000 воинов; приводили его в движение 4000 гребцов, располагавшихся в 40 рядов. В античный период строились многочисленные морские гребные суда, значительные по размерам (длиной 40-45 метров и более, грузоподъёмностью до 300 тонн), с одним или несколькими рядами вёсел по высоте; многие гребные суда несли вспомогательные паруса. Необходимость размещения большого количества гребцов и припасов для них, затруднённость гребли на волнении, низкие скорости (в среднем 5-7 км/ч в тихую погоду), изнурительная тяжесть труда гребцов привели к вытеснению ко 2-й половине 18 века гребных судов парусными, в первую очередь на морских перевозках. Современные морские и речные гребные суда - в основном спортивные, а также мелкие промысловые, транспортные, спасательные и др. См. также Судно.
Э. Г. Логвинович.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 8. Дебитор – Евкалипт. – М., Советская энциклопедия. – 1972. – 592 с.