Идеал чистого разума (Кузнецов, 2007)
ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideal der reinen Vernunft) — термин кантовской философии, используемый в «Критике чистого разума» для обозначения «теологической идеи» как понятия всереальнейшей сущности. Терминологическое отграничение Кантом И.ч.р. от идей (психологических и космологических) связано с уникальным свойством представления определять себя в качестве всереального индивида. Такое понятие исключает всякую множественность. И.ч.р. трактуется Кантом в качестве необходимого продукта человеческого разума, что гарантирует непротиворечивость понятия высшего существа. Генезис этого понятия связан с логической функцией разума в дизъюнктивных умозаключениях, структура большей посылки которых содержит схему реальных отношений между богом и вещами. Вещи (аналоги членов альтернативной дизъюнкции) мыслятся нами через ограничение бесконечной совокупности возможных положительных предикатов и, стало быть, предполагают эту совокупность реального, так же как геометрические фигуры предполагают охватывающее их пространство. При этом Кант отрицает, что И.ч.р. должен мыслиться как конгломерат реальностей (тогда ему, за нехваткой единства, недоставало бы и целостности — неотъемлемого качества идей). Любая дифференциация всереального касается лишь следствий его единой сущности. И.ч.р. играет важнейшую регулятивную роль в познании, направляя рассудок на поиски систематического единства всех природных законов. Правильное применение И.ч.р. состоит в том, чтобы рассматривать мир так, «как если бы» (als ob) он был творением высшего существа. Однако в силу неизбежной иллюзии человеческий разум склонен приписывать объективность идее верховной сущности. И.ч.р. сначала «реализуется», затем гипостазируется и, наконец, персонифицируется. Естественным поводом для такого неправомерного умозаключения (которое Кант иногда тоже называет И.ч.р.) является структура опыта, в котором присутствуют как совокупность ощущений, являющаяся необходимым условием предметов чувств, так и единство их в апперцепции. Смешение этой реальной совокупности ощущений с мыслимой совокупностью предикатов сущего вообще и создает видимость реальных оснований объективации И.ч.р. Эта видимость подкрепляется рациональными доказательствами бытия бога, критике которых посвящена большая часть главы «И.ч.р.» диалектической части «Критики». Кант обнаруживает три типа доказательств бытия бога, сводит их к онтологическим и отвергает его на основании тезиса о том, что «бытие не есть реальный предикат».
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 178-179.