Экзамены [в Китае]
Детальная разработка системы экзаменов в эпоху династии Тан, основные принципы которой восходят к эпохе Хань (206 г. до н. э. — 220 гг. н. э.), наряду со сложной конструкцией административной иерархии составляет основной вклад этого исторического периода в образование китайской цивилизации, чьи доминирующие черты дошли до нашей эпохи. Эти две черты (экзамены и администрация) явились, к тому же, образцом для всего Дальнего Востока, как и для других регионов.
В эпоху династии Чжоу (1121—256 гг. до н. э.) Конфуций, живший в VI в. до н. э., призывал раз-
[130]
работать некую систему, которая позволяла бы бороться со злом систематического наследования званий и должностей. Династия Цинь (221—207 гг. до н. э.) и династия Хань разработали систему рекомендаций, представлявшихся вышестоящим чиновникам, касательно ценных элементов среди населения, обнаруживаемых на каждой ступени административной лестницы. Такая рекомендация стала обязательной при династии Хань. Это происходило следующим образом: ответственный чиновник, который в течение двухгодичного срока не предъявлял вышестоящему начальству
[131]
определенного количества фигур потенциальных чиновников, подвергался обвинению в том, что он не уделял должного внимания подведомственному ему населению. Если он не мог оправдаться (а какое еще оправдание здесь могло быть, кроме того обстоятельства, что население, исчисляемое тысячами, а иногда десятками тысяч человек, не содержало в себе никакого ценного элемента?), он понижался в чине. Конечно, такая система хорошо уживалась с кумовством и коррупцией, поэтому Хань начала комбинировать эти рекомендации с проверкой знаний и компетентности в новой, экзаменационной форме. Династия Тан же систематизировала эту процедуру набора талантов.
Различные экзамены, конечная цель которых была в том или ином виде связана с вхождением в мандаринат, в то, что во Франции называется администрацией государства, можно разделить на четыре категории.
1) «Докторские» экзамены (цзю), престиж которых может показаться достаточно высоким, но которые в реальности позволяют лишь переходить к экзаменам отбора чиновников. Эти экзамены могут иметь разные формы, престиж которых неравнозначен:
А) экзамен на состоявшегося ученого (цзиньши);
Б) экзамен по классическим предметам (мин цзин);
В) экзамен по праву (мин фа);
Г) экзамен по письму (мин цзы, мин шу);
Д) экзамен по математике (мин сюань).
Три последних ценятся меньше, и они проходят реже. Большинство знаменитых людей эпохи Тан прошли один из двух первых экзаменов, а иногда
[132]
даже оба. Их содержание одинаково, оно включает в себя три серии испытаний:
— вопросы по цитатам;
— устные вопросы по смыслу текста;
— научные рассуждения по темам, сформулированным письменно.
Успех на этих экзаменах давал скромную степень (VIII или IX в зависимости от результата) в чинов-
Ной иерархии, и к нему не прибавлялось никакой должности. Он просто давал возможность перейти затем к экзаменам отбора чиновников. Однако надо заметить, что престиж, связанный с успехом на этих экзаменах, проводившихся ежегодно, был значительнее того места, которое обеспечивалось результатом на них, поскольку более трех четвертей начальников ведомств первого эшелона династии Тан сдавали их.
Кандидатами на прохождение этих экзаменов становились, с одной стороны, выходцы из знатных семейств, обучавшиеся в училищах и «университетах», предназначенных почти исключительно для этих слоев; с другой стороны, это были люди из народа, на которых обратили внимание местные начальники уездов и которых поощрили к учебной подготовке на уровне округа. Эти молодые люди ежегодно выдвигались каждым округом в то же самое время, когда производились отчисления в казну.
2) Экзамены для отбора чиновников (сюань). Мандарины шестой и более низких степеней должны были в обязательном порядке сдавать эти экзамены, с тем чтобы получить должность, если они таковой никогда еще не имели, или чтобы занять другой пост, если на этом их миссия заканчивалась.
Успех на этих экзаменах вел к зачислению в список предоставления постов, но самой должности человек мог ждать несколько лет, за исключением
[133]
того случая, когда кандидат успешно сдавал Экзамен большого сочинения или Преимущественный экзамен. Он тогда получал должность немедленно.
Эта экзаменационная система предусматривала, с одной стороны, формирование персонального досье кандидата, куда заносились его положительные и отрицательные отметки, а с другой стороны, определенное число собеседований и тестов, менее сложных, чем на «докторских» экзаменах. Оценивались одновременно форма изложения, уровень выразительности устной и письменной речи и способность кандидата давать ответ на вопросы административно-управленческого или политического характера в расширительном смысле этих слов. Кандидаты, успешно сдавшие экзамены, могли просить себе такую должность, какая им была желательна (бывало так, что репутация экзаменатора как сурового и жесткого человека заставляла кандидатов просить назначения, прямо противоположного тому, которого они желали, — с целью обрести шанс получить нужное назначение). Теоретически кандидат мог отвергнуть три предлагавшихся поста, однако третьего уже приходилось ждать до следующего года.
Чтобы быть допущенным к этим экзаменам, надлежало выполнить одно из следующих условий:
А) спешно сдать «докторские» экзамены;
Б) находиться в родственных связях с императором, достаточно близких, чтобы в случае кончины верховного правителя в соответствии с обязательным ритуальным порядком соблюдать трехмесячный траур, что обеспечивает ранг VI. 1;
В) быть сыном чиновника (но сын чиновника первой степени получает лишь седьмую степень, первый ранг);
[134]
Г) быть выпускником одного из двух училищ для детей высокопоставленных чиновников;
Д) носить почетный титул;
Е) успешно исполнять подчиненные должностные обязанности и быть на хорошем счету в течение нескольких лет.
Следует заметить, с одной стороны, что привилегии, передающиеся по наследству, о которых будем помнить, что они убывают с течением поколений, сводятся к пожалованию достаточно скромного ранга в чиновной иерархии и предоставлению права проходить экзамены для отбора чиновников без предварительной сдачи «докторских» экзаменов. Эти привилегии не освобождают от сдачи экзаменов для отбора чиновников, которая, как мы видели, необходима и для начала чиновной карьеры, и для продвижения по службе. С другой стороны, вступление «в русло» иерархии, вообще отведенное для чиновников высшего звена, начиная с начальника уезда, стало теперь возможным и для тех, кто находился «далеко от русла», изначально занимая скромные места.
Существовало, кроме того, еще два других окольных способа быть допущенным к экзаменам отбора чиновников. Первый состоял в оказании государству услуг в «банковской» сфере, позволяя ему получить здесь для себя определенный барыш. В этом случае можно было через десять лет получить чиновный титул, не совмещенный с чиновничьей должностью. Второй заключался в служении в охране в течение тринадцати лет (в этом случае можно было также вместо службы уплатить определенную сумму), под конец которого следовало сдать легкий экзамен, дававший право перейти к экзамену для отбора чиновников.
[135]
[136]
Военные также сдавали экзамены, обеспечивавшие им чин, эквивалентный чину гражданских лиц, но в реальности менее ценимый. Эти экзамены не включали литературных тестов, и им не придавали большого значения.
3) Малый экзамен для отбора чиновников (сяо сюань). Предназначенный для чиновников вспомогательного уровня «вне русла», этот экзамен следовало обязательно сдать, для того чтобы иметь возможность претендовать на должность.
Об этих тестах мы не располагаем столь же детальной информацией, как о других экзаменах, но, по-видимому, они, как и экзамен для отбора чиновников, были сориентированы на предметы, позволяющие оценить выразительность речи кандидата, а также уместность и точность его ответов на различные вопросы.
Кроме того, существовали региональные экзамены на уровне уездов и округов, предназначенные для отбора кандидатов, которых можно будет послать в столицу для сдачи «докторского» экзамена. Эти экзамены были разработаны по той же модели, что и уже описанные.
Как видим, ответственные гражданские и военные лица среднего и второстепенного звена могли получить доступ к значимой должности лишь путем сдачи экзамена, но и чиновники высокого ранга, заботясь о повышении уровня своей компетенции в тех или иных престижных областях, с готовностью сдавали определенные экзамены; при всем при этом высшие чины иерархии были освобождены от экзаменов.
4) Экзамен для определения заслуг, или контрольный экзамен. Речь идет не столько об экзамене в собственном смысле этого слова, сколько
[137]
об определенном контроле, постоянно осуществляемом в отношении каждого чиновника, занимающего ответственное место. Записки, рапорты, проставляемые оценки регулярно направляются по иерархическому конвейеру в ведомство чинов, которое концентрирует у себя все досье и, в конечном счете, определяет карьерное продвижение того или иного чиновника.
Каждый год в каждом округе чиновники делятся на девять категорий в соответствии с оценочной системой, подразумевающей оценку «качеств» и «заслуг»: от категории «высшей-высшей» происходит спускание к «низшей-низшей» через ступени: «высшая-средняя», «высшая-низшая» и т. д.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что чиновники должны были сдавать экзамены всех возможных видов. Сначала, чтобы получить право ходатайствовать о должности, человек должен был сдать «докторский» экзамен, если он не мог похвастаться наследственными правами (весомость которых со временем падала). Затем, чтобы быть назначенным на должность, надлежало в обязательном порядке держать отборочный экзамен. Потом, после того как человек получал пост, его деятельность ежегодно проверялась путем проведения экзамена для определения заслуг. Так, мы имеем возможность оценить важность, системы экзаменов в Китае, начиная с эпохи династии Тан.
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 130-137.