Неотомизм (СИЭ, 1967)

НЕОТОМИЗМ - одно из направлений современной буржуазной философии, исходящее из учения средневекового католического философа Фомы Аквинского (томизм), которое папа Лев XIII специальной энцикликой (Aeterni patris) объявил в 1879 году официальной философской доктриной католицизма; господствующее направление современной неосхоластики. Распространенный первоначально главным образом в Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, неотомизм пользуется ныне значительным влиянием также в США. Важнейшие центры неотомизма: основанный в 1889 году Институт философии при Лувенском (католическом) университете (Бельгия), а также Академия святого Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, католические университеты в Милане (Италия), Фрейбурге (Швейцария) и др. Виднейшие представители неотомизма: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман (1875-1949; Германия), И. Б. Лотц, И. де Фриз (ФРГ), Л. Реймекер (Бельгия) и др.

Философской основой неотомизма является теологическая форма объективного идеализма. В ходе многовековой эволюции томизм претерпел существенные изменения, но он сохранил свое основное назначение - философское обоснование существования бога. Главный принцип неотомизма - признание непротиворечивости, гармонии веры и разума, религии и науки. Этот принцип по существу используется неотомистами для теологического истолкования философских проблем, для подчинения философии теологии. Решение любого философского вопроса предрешено в неотомизме соответствующим теологическим постулатом.

Социология неотомизма - теоретическая база политического клерикализма, который занимает видное место в политическом и идеологическом арсенале империализма. В ее основе лежит принцип защиты частной собственности, которая объявляется священной, вечной, соответствующей естественному праву (последнее толкуется в средневеково-теологическом духе). Критикуя отдельные стороны буржуазной действительности, неотомисты выступают с обоснованием «среднего» (между капитализмом и социализмом) пути общественного развития. Неотомистский общественный идеал - общество, построенное по типу религиозной общины, в которой якобы сняты всякие социальные противоречия. В конечном счете неотомистская социальная доктрина - это реакционная утопия, воскрешающая средневековые общественные устои и практически выливающаяся в проповедь «социального мира» между классами.

Важное место в неотомизме отводится философии и методологии истории. Хотя неотомисты отвергают релятивизм и скептицизм, свойственные многим направлениям современной буржуазной историографии, они сами приходят к отрицанию истории как науки. С точки зрения неотомистов, частные исторические науки в своей основе эмпиричны и не могут отразить целостности исторического процесса, постигнуть смысл исторического бытия, которое трансцендентно по отношению к земной, человеческой истории, имеет конечную (предопределенную божественным провидением) цель. Хотя неотомизм признает включенность всякого исторического факта в ход всеобщей истории, эта последняя объявляется чужеродным, непознаваемым для исторической науки объектом. Трансцендентная, вневременная история, предопределяющая земную, человеческую историю, наиболее рельефно вырисовывается, согласно неотомизму, в таком непреходящем историческом акте, как борьба добра и зла, как первородный грех и все последующие события библейской истории. Согласно неотомизму, всякое историческое исследование должно исходить из универсальных понятий философии истории - история вообще, личность вообще и др.

Неотомизм является общей философской основой современной клерикальной католической историографии. Характерным является культ средневековья, осуждение идей Возрождения и Просвещения; целям реакционной политической пропаганды служат многочисленные издания произведений Фомы Аквинского и других столпов средневековой католической церкви. Неотомисты все более обращаются к проблемам современности, обосновывая, в частности, идею «обновления» «христианской Европы». Ведется активная борьба против марксизма, в том числе и путем выхолащивания его революционного содержания (например, предпринимаются попытки «вывести» марксизм из учения Фомы Аквинского). См. также в ст. Историография (т. 6, с. 496).

M. H. Талантова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в со.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич странах, М., 1962; Бургете А. Р., Совр. томизм, в кн.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Кон И. С., О современной буржуазной философии истории, "НДВШ ФН", 1965, No 2; Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; Maier Н., Soziologie der Päpste. Lehre und Wirkung der katholischen Sozialtheorie, В., 1965; "ВФ", 1966, No 1.

Понятие: