Галликанство (СИЭ, 1963)
ГАЛЛИКАНСТВО (от лат. gallicanus, буквально - галльский; здесь - французский) - религиозно-политическое течение (13-18 веков), отстаивавшее независимость французской церкви от папского престола. Возникло и развивалось в период образования во Франции централизованного государства. Для галликанства характерно, с одной стороны, стремление части французского духовенства (главным образом городского) организовать самостоятельную по отношению к Риму церковь (церковное галликанство), с другой - использование движения королевского властью для усиления собственного могущества и превращения церкви в послушное орудие своей власти (королевское галликанство). Будучи направлено против теократических притязаний папства, галликанство затрагивало не только вопросы церковного устройства, но и проблемы взаимоотношений светской и духовной власти. Большое значение в истории галликанства имели постановления Людовика IX (в частности, Прагматическая санкция 1269 года) и борьба Филиппа IV Красивого с Бонифацием VIII.
В 15 веке развитие галликанства было тесно связано с соборным движением. Прагматическая санкция 1438 года Карла VII, юридически оформившая вольность галликанской церкви, провозглашала право свободного выбора епископов и аббатов капитулами и монастырскими общинами. Признавая папу главой церкви, она декретировала верховенство соборов над папой, ограничивала его судебные и финансовые права. В период складывания абсолютизма королевская власть, нуждавшаяся в поддержке папства, заключила Болонский конкордат 1516 года, который, делая ряд денежных уступок папству, признавал, однако, за королем право назначения на церковные должности. Этим был сделан шаг к превращению церкви в государственное учреждение.
Идеи галликанства наиболее полно выражены в Декларации галликанского клира, изданной от имени собора французского духовенства под редакцией Боссюэ в 1682 году и отвечавшей интересам королевской власти. Папа не мог низлагать королей и вмешиваться в дела светской власти, его постановления принимались, если они не противоречили обычаям страны и канонам церкви; отвергался принцип непогрешимости пап в вопросах веры, решение которых должно было принадлежать соборам. Французская буржуазная революция конца 18 века, уничтожившая абсолютизм и конфисковавшая земельные владения церкви, лишила галликанство прежнего значения, однако некоторые идеи галликанства имели распространение и в 19 веке. Гражданское уложение о духовенстве времен революции, поставившее церковь на положение государственного учреждения, вообще игнорировало права папы, делая лишь оговорку о сохранении единства веры и общения с Римом. Конкордаты Наполеона 1802 и 1813 годов, определившие устройство государственной французской церкви 19 века, лишали католицизм значения господствующей в государстве религии и решали вопрос об отношении к Риму в целом в духе 1682 года. С целью укрепления позиций католической церкви перед лицом растущего рабочего движения французское духовенство, несмотря на сопротивление значительной части церковнослужителей, признало догмат о непогрешимости пап в делах веры, принятый на Ватиканском соборе 1869-1870 годов. Это означало победу ультрамонтанов, сторонников сильной папской власти, с которыми приверженцы галликанства вели борьбу начиная с 15 века. Однако и в настоящее время исторические традиции галликанства продолжают оказывать влияние на жизнь французской католической церкви, в частности на демократическое движение части французского духовенства, направленное против реакционной политики Ватикана и поддерживающего его французского епископата, за мир, социальные преобразования и самостоятельность национальной церкви.
Н. А. Хачатурян. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.
Литература:
Шейнман М. M., Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX вв., М., 1958; Bossuet J. В., Défense de la célèbre déclaration du clergé, du 19 mars 1682, sur la puissance ecclésiastique, v. 1-3, (P.), 1745; Lanessan J. Z. de, L'état et les églises en France, depuis les origines Jusqu'а la séparation, P., 1906.