Рождение свыше
РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ, второе рождение, освящение один из главных догматов протестантизма. Суть его состоит в провозглашении возможности уже здесь, в земной жизни, полностью очиститься от всех грехов — как индивидуальных, совершаемых человеком в процессе своей жизни, так и первородного, наследуемого от Адама и Евы. Пятидесятники считают, что при обращении к богу грешник освобождается только от индивидуального греха. А для того чтобы очиститься и от общечеловеческого, нужно пройти освящение, или родиться свыше. Библейской основой этого догмата является стих из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть царствия божия» (3:3). Рождение свыше есть мгновенное духовное перерождение человека. Оно связано с крещением духом святим, но предшествует ему во времени. Рождение свыше — кратковременный миг «личного самоосознательного познания духа божьего». Пятидесятнические богословы утверждают, что покаянием (при обращении) достигается только «праведность». Праведники наследуют жизнь вечную, но лишь после «второй трубы», по окончании тысячелетнего царства. А пятидесятники стремятся достигнуть высшей благодати — получить «полное очищение» и попасть в число «избранников божьих», которые сразу же после «первой трубы» наравне с Христом тысячу лет в его царстве будут наслаждаться «блаженной жизнью». Рожденные свыше становятся уже на земле «святыми, участниками в небесном звании» (Евр. 3:1), «сонаследниками Христу» (Рим. 8:17). На этом основании они провозглашают свою «богоизбранность» и социальный элитизм. Учение о рождении свыше в пятидесятнической теологии направлено против кальвинистского догмата об абсолютном предопределении, является откровенной мистикой, идейно питает экстатические тенденции и ривайвелистские движения (см. Ривайвелизм). В своей сущности это вера в сверхъестественное перерождение человека. В социальном аспекте идея полного очищения от всех грехов является одним из вариантов учения о «революции духа» как единственном средстве ликвидации социального зла.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 227-228.