Почтеки
Почтека, изображение во "Флорентийском кодексе"
Не весь широкий набор товаров, продаваемых на ацтекских рынках, можно было достать или произвести в данной местности. Многое привозили из соседних горных бассейнов, с самых отдалённых границ империи или даже из экзотических земель за её пределами. Большинство из этих товаров, встречавшихся на рынках, доставляли купцы, предпринимавшие дальние торговые экспедиции, так называемые почтеки. Существовало множество разных типов почтеков, которые либо вместе продавали и покупали товары по поручению ацтекской знати, либо самостоятельно, как независимые торговцы, — на свой страх и риск. По мнению Бердан, значение почтеков определялось той ролью, какую они играли в экспансионистской политике ацтекского государства и в религиозной системе, их связью со знатью и их экспедициями в дальние торговые порты (1982: 31-33).
Почтеков считали, ведь их работа так тяжела, необычайными людьми, а внешнюю торговлю — отдельным институтом. Они продавали и покупали товары за пределами империи и составляли отдельную и уважаемую социальную группу, и только её члены появлялись на рынках. В их обязанности входили организация торговых караванов и ведение переговоров об обмене в чужеземных странах. По мнению Хассига, определение почтеков как купцов, доставлявших отборные товары с внешних рынков, ошибочно. Как правило, при описании ацтекской экономики между обменом на местном рынке и внешней торговлей отборными товарами образуется значительный разрыв. Он утверждает, что в рамках внешней и внутренней торговли существовал свободный обмен, а между ними — тесная взаимосвязь (1985: 116-118).
Таунсенд пишет, что разница между внешней торговлей почтеков и преимущественно местным характером торговли на постоянных рынках выразилось в том, что постоянные рынки просуществовали весь колониальный период и существуют до сих пор, тогда как торговые караваны почтеков канули в Лету за пять лет испанской Конкисты (2000: 194). Это исчезновение было, очевидно, связано с тем, что их торговая сеть поставляла в основном такие предметы роскоши, как перья тропических птиц, зелёные камни и шкуры экзотических животных, высоко ценившиеся ацтеками, но не испанцами.
По-видимому, почтеки занимали привилегированное положение. Хотя они и платили дань в виде товаров, они не были обязаны оказывать личные услуги. Кроме того, их профессия была единственной, которую можно было передать только по наследству, и они были организованы в родовую общину, кальпулли, занимавшую землю, пере-даваемую по прямой линии. Таунсенд указывает на то, что слово «почотль», от которого происходит почтекатль, являлось науатльским названием высокого и тенистого дерева сейба, растущего в тропическом лесу и традиционно считавшегося священным древом жизни. В переносном смысле почотль также означает «родитель» и «правитель, вождь или защитник» (2000: 195). Эти значения данного древнего титула важны, поскольку позволяют предположить, что почтеки занимали очень высокое положение в месоамериканских обществах — ещё до ацтеков.
Почтеки представляли собой профессиональную наследственную группу, и, за несколькими исключениями, их назначение производилось, судя по всему, с разрешения правителя. С другой стороны, у почтека был на самом деле широкий выбор. Вместо того чтобы сразу заняться внешнеторговыми операциями, он мог и действительно начитал свой путь в этой системе, с низших ступеней, где от него не требовалось крупного вложения капитала. Многие из них торговали в пределах империи, объезжая рынки, конкурируя между собой и извлекая выгоду из разницы цен. Самые бедные почтеки продавали соль, перец и другие недорогие товары, разнося их по домам либо торгуя ими на небольших рынках. Мелкой торговлей и впрямь могли заниматься довольно многие, и именно торговля помогала подняться на более высокую ступень социальной лестницы.
Награды почтеков отличались от получаемых знатью и простолюдинами. Они приобретали богатство и положение внутри своей гильдии, используя для возвышения собственное состояние. По мере того как они поднимались всё выше и выше, перед ними открывались всё новые пути к обогащению. Это была самовоспроизводящаяся система, воздействовавшая на ацтекское общество столь незаметно, что почтекам приходилось проявлять осмотрительность, дабы не оскорбить сограждан и их правителей.
Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 446-447.