Игры в Китае в XVIII в.

Китайское домино.

В Европе классических времен «королем игр и игрой королей» были шахматы, в Китае же это место занимала игра го, которая в Европе стала известна через японское посредство. «Го» — японское чтение китайского иероглифа ци, обозначающего шашку для игры. Полное китайское название этой игры — вэйци. буквально «облавные шашки». Игра эта очень древняя — восходит, очевидно, ко времени первых империй: Цинь и Хань. Она была одним из любимейших занятий книжников, входила в число четырех канонических искусств (сы и) образованного человека (в том числе женщины): игра на цитре, игра в го, каллиграфия и живопись (цинь ци шу хуа). Принцип игры таков: играют на доске с 361 перекрестиями (19 по горизонтали и 19 по вертикали; есть варианты 13x13 и 9х9); игроки по очереди ставят поля на перекрестия; один играет черными, другой белыми. Если шашка или группа шашек противника полностью окружена, они считаются пленными. Цель игры — взять под контроль больше пересечений. Таким образом, в отличие от шахмат, ценность шашек зависит не от их природы (они все одинаковы), а от занимаемой ими стратегической позиции на доске.

Китайские шахматы (сяньци, буквально «слоновые шашки») — дальний родственник европейских: они происходят от общего предка (вероятно, индийского) и во многом похожи друг на друга. Но у китайского варианта есть несколько существенных отличий:

— фигуры ставятся не внутрь клеток, а на пересечения числом 90 (10 по горизонтали и 9 по вертикали);

— лагеря (красные на юге, черные на севере) разделены рекой между пятым и шестым рядом; некоторые фигуры не могут переходить реку;

— в каждом лагере находится «дворец» из девяти пересечений, в котором живет фигура, равноценная королю (у красных полковник, у черных генерал); из этого укрытия она выходить не может. «Короля» же в китайских шахматах нет: в игре нельзя изображать Сына Неба!

— фигуры ничего не изображают: это простые деревянные шашки, на которых иероглифами обозначено их достоинство.

На дружеских пирушках и семейных обедах могли играть в разнообразные салонные игры; иногда в качестве фанта проигравший в такую игру должен был выпить. Это могли быть загадки, поэтические состязания (на заданные рифмы, размер, сюжет), а также домино.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 242-245.

Понятие: