Лейпцигская школа (Кондаков, 2007)
ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - психологическое направление, возникшее в Германии в конце 1910-х годов и просуществовавшее до середины 1930-х годов. К этому направлению принадлежали: Ф. Крюгер, X. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятие «гештальт», по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловую наполненность, и понятие «комплекс-качество», родственное понятию «гештальт-качество» в гештальтпсихологии. Комплекс-качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени представляют мир душевного бытия, являющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. Исторический контекст. В дальнейшем представления исследователей Лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 1950-х годов (А. Веллек), а также в гуманистической психологии (Г. Оллпорт). Синоним, Вторая Лейпцигская школа.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 294.
Литература:
Соколова Е. Е. Из истории проблемы целостности в психологии (Лейпцигская школа) // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1982. № 4.