Труд (Беловинский, 2007)
ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на создание моральных, художественных и духовных ценностей и важная морально-этическая категория в народном мировоззрении. И физический труд, и «духовное деланье», т. е. духовное самосовершенствование, «тесание грубого камня сердца» с целью познания Истины и слияния с Богом расценивался как необходимое свойство человека. Даже в светском обществе люди, особенно мужчины, увлеченные чем- либо, например коллекционированием, спортом, ценились выше, тогда как «прожигатели жизни» в общем расценивались невысоко. В простом народе принятие на себя какого-либо тяжелого труда на пользу других людей, например расчистка лесов под пашню, да и вообще беспрестанный тяжелый труд рассматривался как духовный подвиг, обеспечивающий Царство Божие.
Специфический характер среды обитания, особенно почвенно-климатических условий, свойственных историческому ядру русских земель, породил и особые свойства национального характера, в т. ч. и способ трудиться. Кратковременный период сельскохозяйственных работ, когда необходимо было на весь год обеспечить семью хлебом, а скот на длительный период стойлового содержания кормами, требовал полной отдачи физических и моральных сил, усиленной работы весь световой день; для этого периода в русском языке даже появилось название «страда» — человек буквально страдал на пашне или сенокосе. Отсюда вытекает импульсивность, страстность русского человека, сильнейшие выбросы энергии, чередующиеся с длительными периодами ее накопления в форме колебаний, рассуждений, медлительности. Такое свойство характера психологи называют эпилептоидностью.
Русский человек в короткий срок мог произвести огромный объем работ в тяжелейших условиях, но не мог трудиться равномерно и тщательно в течение длительного времени, он работал порывисто, нуждаясь в частом отдыхе. Сейчас эти периоды интенсивного, но кратковременного труда называются авралами, которые чередуются с частыми перекурами и длительным периодом раскачки. Один из современников, оценивая способность русского крестьянина к труду, отметил, что в России легче найти полк солдат, способных в зной пройти безводные Хивинские степи, чем одного жандарма, способного добросовестно караулить заключенного; другой современник, иностранец, отметил, что русские ямщики медленно запрягают, но быстро ездят.
Постоянная изматывающая спешка в работе при дефиците времени вела и к тому, что работы обычно выполнялись недостаточно тщательно, в расчете на будущие доделки и переделки: «Аку- ля, что шьешь не оттуля? — А я, маменька, еще пороть буду»,— гласит русская поговорка. Обычное невысокое качество работ, их незавершенность — не следствие недобросовестности русского работника, а веками выработанная на пашне и сенокосе привычка трудиться порывами, даже если этого не требуют конкретные условия.
Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 692-693.