Социального действия теория
СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ — одно из основных направлений современной западной социологии, восходящее к Веберу, который и разработал понятие С. д. Последнее, по Веберу,— это все человеческое поведение, когда и поскольку действующий индивид придает ему субъективный смысл, ориентируясь при этом на поведение др. индивидов. (Поэтому инстинктивная реакция, напр., не будет С. д.) Согласно Веберу, С. д.— это основной элемент социальной действительности, а социальные институты, группы и др. социальные общности — это лишь результаты и способы организации определенных действий индивидов. В дальнейшем понятие С. д. разрабатывалось прежде всего социологами, придерживавшимися социально- атомистических ориентаций (Ф. Знанецкий, Р. Макайвер, Дж. Хоманс и др.). Парсонс, напротив, стремился соединить его с представлением об иерархии социальных систем, организующих и контролирующих С. д. индивидов. Он рассматривал четыре основных уровня организации С. д. (или уровня систем действия): 1) уровень биологического организма; 2) уровень личности; 3) уровень социальной системы; 4) уровень культурной системы. Протекание действия на каждом уровне связано с решением четырех функциональных проблем: «поддержанием образца», т. е. сохранением самотождественности системы, достижением цели, интеграцией и адаптацией. Основной в его теории С. д. является проблема равновесия, т. е. поддержания стабильности существующих социальных систем. С точки зрения марксизма деятельность людей не может быть сведена к следованию общепринятым образцам поведения, как и к исполнению ими определенных социальных ролей. Люди сами творят свою историю, действуя, однако, при условиях и обстоятельствах, задаваемых обществом, его предшествующим развитием. «...Социолог-материалист,— писал Ленин,— делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения» (Т. 1. С. 424).
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 426-427.