Звукопись
ЗВУКОПИСЬ (инструментовка) — общее обозначение особой выразительности звучания, фонетической образности речевого ряда, а именно: использование звучания слов, применение специальных фонетических приёмов в целях усиления выразительности поэтической речи (реже — художественной прозы). Осуществляется за счёт особого подбора и расстановки слов, звучание которых оттеняет нужный автору смысл, например: Печать забытых троп необъяснима, / Печаль осенних пристаней горька (Г. Флоров) — элегическое настроение этих строк поддержано их звучанием и, прежде всего, обилием глухих согласных.
Звукопись включает в себя: звукоподражание (см.) и звукосимволизм (см.). Общее фоновое предназначение звукописи состоит в создании благозвучия (см.), гармонического звучания речи. Помимо этого, с помощью специально подобранной лексики создаются изобразительные эффекты, осуществляется усиленное эмоциональное воздействие, достигается логическое выделение нужных смыслов. Кроме того, звукопись может выполнять композиционную роль, т. е. подчёркивать смысловое разграничение фрагментов, обозначать появление новых событий, образов.
Наиболее распространённая идея звукописи состоит в том, что звуковой ряд конкретного высказывания зависит от звучания главных слов авторского замысла (см. анаграмма 2). В окружении этих слов (в приведённом примере это слово печаль) повторяются звуки, из которых состоят ключевые слова, в приведённом примере это звуки [п], [ч], поддержанные другими глухими согласными, а также звуки [и], [а]. Так нагнетается определённое единое звучание, связанное с основным смыслом высказывания, создаётся звукообраз стихотворной строки, строфы или целого стихотворения.
Повтор одинаковых или однотипных звуков (см. аллитерация, ассонанс) составляет основное средство выражения звукописи. Более редкое средство — это создание звукового контраста избранной языковой единицы с её однородно сконструированным звуковым окружением: И всюду сумасшедший бред / Листами сонными колышет (Н. Заболоцкий).
♦ Сопоставительное родовое понятие: выразительность речи. Сопоставительные видовые понятия: звукоподражание, звукосимволизм.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 113-114.