Бульварная литература
БУЛЬВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, термин не имеющий точного литературоведческого значения; существенным признаком бульварной литературы является ее общественно-психологическая природа, а не те или иные формально-эстетические особенности. Исторически термин бульварная литература, вероятно, связан с популярной литературой, процветавшей в эпоху Второй империи во Франции и предназначавшейся для завсегдатаев бульваров и расположенных на них дешевых театров, т. е. для удовлетворения потребностей в чтении и зрелищах малокультурных слоев городского населения. В дальнейшем термин бульварная литература становится, вообще, пренебрежительным обозначением художественно-малоценной продукции в области различных литературных жанров (роман, драма, рассказ, фельетон, журнальная статья, репортаж). На развитие бульварной литературы оказало сильнейшее влияние появление газет. Газета, печатая бульварный роман в виде ежедневных фельетонов, делает его чрезвычайно доступным, дешевым, ходким. Для техники бульварной литературы характерны приемы, позволяющие бесконечно продолжать нить повествования и действия: постепенное расширение фабулы, введение все новых действующих лиц, на которых часто переносится интерес с главного героя; новеллистическая композиция, слабо связанная единством героя; введение ложных развязок, позволяющих продолжить, казалось бы, уже законченное повествование («Воскресший Рокамболь», «Возвращение Шерлока Холмса»); обязательное нарастание «напряжения» (Spannung) и введение новой завязки в конце каждого эпизода. Отчеты о сенсационных судебных процессах, уголовная хроника, сообщения о великосветских скандалах, уличных происшествиях, разоблачениях и т. п. дают благодарный материал для бульварной литературы. Погоня за всем необыкновенным, потрясающим, резкие контрасты (великосветская гостиная и дно города, трущоба), часто—порнографическое описание, идеализация преступления и порока, страсть к приключениям, апофеоз сыщиков и т. п. — таковы важнейшие черты бульварной литературы. Чисто художественная сторона этих произведений обычно очень низка. Необходимо, однако, отметить, что, поскольку бульварная литература оперирует устарелыми и вульгаризированными формами художественного творчества, название это часто применяется к произведениям, переставшим удовлетворять литературному вкусу руководящих культурных кругов, но отнюдь не преследовавшим указанных выше целей, — так, бульварными неправильно называют романы Дюма, Эжена Сю и т. д.
Расцвет продукции бульварной литературы нередко является одним из показателей общественной и политической реакции и связанной с ними апатии; так, во Франции расцвет бульварной литературы совпал с эпохами орлеанской монархии и Второй империи (Ксавье де Монтепен, Понсон дю Террайль); в России он характерен для 80-х годов прошлого и 10-х годов настоящего [XX] столетия (граф Валуев, Брешко-Брешковский, Лаппо-Данилевская и др.). Социально-психологические предпосылки подобного расцвета тонко охарактеризованы Глебом Успенским в очерке «На старом пепелище». В последнее время [в 1927 году] приемы бульварной литературы были широко использованы кино.
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том восьмой. Буковые – Варле. – М., АО Советская энциклопедия. – 1927. Колонка. 41-42.