Масоны (Мчедлов, 1999)

МАСОНЫ. Масонство, франкмасонство (от фр. franc mason — вольный каменщик), вольное каменщичество — религиозно-философское и политическое течение, возникшее среди западноевропейской аристократии. Его истоки обнаруживаются в Германии 13 века: здесь братство каменотесов, прежде находившееся в непосредственной связи с монастырями, сделалось самостоятельным и образовало союз немецких каменотесов. В конце 13 — начале 14 века немецкое вольное каменщичество проникает на Британские острова, где в 16—17 веках к масонским строительным обществам присоединяются многие ученые, представители аристократических кругов, постепенно превращая их в духовные общества, в масонские организации в собственном смысле слова. На разных этапах исторического развития масонство играло различную роль — от прогрессивной, положительной (например, в России начала 19 века) до негативной (например, в России начала 20 века). Вероятно, поэтому деятельность масонов с трудом поддается однозначной оценке.

Целью масонства является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной, культурной принадлежности, свободы, равенства и братства, "царства истины и любви", "земного рая". Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные государства, которые должны быть уничтожены. Важное место в деятельности масонов занимает критика исторической религии и церкви. В то же время война с Богом, церковью и духовенством отнюдь не означает отмены религ. веры вообще, поскольку масоны создают новую религию — религию гуманитаризма, где место Бога занимает человечество, а старую религиозную мораль они заменяют новой — "моралью солидаризма". Вторая задача масонства (наряду с борьбой с религией, религиозной моралью, церковью и духовенством) — это уничтожение национальной государственности. Конечный идеал масонства — сверхгосударство, основными принципами которого являются свобода, равенство и братство, Богом которого является человечество, мораль которого внерелигиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей. Осуществление этих идей моделируется в рамках масонских лож в многочисленных обрядах и сложной символике.

Существуют две основные разновидности масонства: иоанновское и андреевское. Иоанновское (голубое) масонство включает в себя три низшие степени посвящения (ученик, товарищ и мастер). В его учении преобладает этическая проблематика: надежда на изменение к лучшему каждого человека, непротивление злу насилием и т. п. Его пароль —   «Сейте семена царствия света», а покровитель — св. Иоанн Креститель.

Масонство более высоких степеней — андреевское или шотландское (красное) — возникает в первой половине 18 века. В 1761 году «Советом императоров Востока и Запада» (в то время —высшая инстанция французского масонства) был установлен обряд, имевший как минимум 25 степеней. В борьбе за свои идеи андреевское масонство предполагает беспощадность по отношению к врагам и предателям, мученичество за веру и т. п. Девиз красного масонства — «Победить или умереть» (потому оно и красное — по цвету крови), покровитель — св. Андрей Первозванный.

Помещения для собраний масонов называются ложами. Это название носят и союзы братьев-масонов, организации, объединяющие отдельные масонские кружки. Ложи именуются в честь святых (св. Георгия, св. Моисея и др.), в па-мять особо чтимых символов (Сфинкса, Розы, Пламенеющей звезды и др.), в память мифологических персонажей (Осириса, Изиды, Астреи, особенно в России), в память о каком-либо историческом событии или высоконравственном поступке (военно-походная ложа "Военной верности", которая была создана в русских войсках в период Отечественной войны 1812 года, Ложа Трех Добродетелей, в которой состояли многие декабристы). Во главе каждой ложи стоит управляющий, мастер. Управляющий союзом лож называется Гроссмейстером (Великим Мастером). Особые значения для масонов имеют некоторые числа: 3, 9 (3x3), 5, 7; между масонами каждой степени существует свой пароль, они узнают друг друга по особым знакам приветствия, рукопожатию и т. п. Среди символики вольных каменщиков выделяется молоток — символ веры, власти, с одной стороны, и молчания, повиновения — с другой.

Е. С. Элбакян

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 213-215.

Понятие: