Живопись [у ацтеков]

Об ацтекской живописи можно судить в основном по кодексам и нескольким фрескам, например фрескам маленького храма Тисатлана около Тлашкалы, выполненным в стиле, близком к стилю «Кодекса Борджиа». Одним из элементов декора Дома Орлов, расположенного рядом с Главным Храмом, является бордюр, украшенный полихромными барельефами, к сожалению в весьма плохом состоянии, с изображением процессии сановников, участвующих в ритуале самопожертвования, но одетых не как ацтеки, а как тольтеки и направляющихся к сакатапайолли (шару из плетеных трав), утыканному иглами агавы и окровавленными костяными остриями.

Другая сцена ритуальной процессии, напоминающая рисунки из кодекса в стиле миштека-пуэбла, находится на одной из частей портика восточного крыла; она рассказывает о том, чем занимались в вышеупомянутом Доме Орлов. Из 21 человека 19 направляются к религиозному зданию Куикакалли (Дому песнопений) или в святилище Уицилопочтли, как подсказывают венчающие здание пилообразные зубцы, такие же как в «Кодексе Теллериано-Ременсис», очень похожие на керамические зубцы, найденные рядом с Главным Храмом. Кроме того, все персонажи одеты в шиколли, туники, в которых обычно изображаются божества, жрецы и сановники. В миштекских манускриптах красный шиколли символизирует верховную власть. Сегодня Дом Орлов идентифицируют с Тлакочкалько или Тлакатекко, где проходил ритуал, включавший две важнейшие церемонии: бдение и самопожертвование высоких сановников и покаяние будущего тлатоани, предшествующее его инвеституре.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с. 212-214.

Понятие: