Анналы (РИЭ, 2015)

АННАЛЫ (от лат. annus — год) — погодные записи исторических событий. Одна из древнейших форм историописания, существовавшая у египтян, шумеров, персов, китайцев, древних греков. Термин, используемый по сей день, появился у римлян. В Древнем Риме прообразом анналы стали погодные записи, которые велись коллегией понтификов и датировались годами правления консулов. Поначалу на доски, покрытые гипсом, наносились имена высших чиновников, информация о знамениях, о солнечных и лунных затмениях. Позднее к ним добавились сведения о войнах, о повышении цен, о происшествиях на суше, на море и т. д. Доски (так называемые tabulae pontificum) выставлялись для всеобщего обозрения.

Древнейшие анналы, по-видимому, погибли при пожаре Рима в 387 году до н. э. во время нашествия галлов, но частично были восстановлены по памяти и продолжены. Около 130 года до н. э. при Муции Сцеволе записи свели в сборник из 80 книг, они получили название «Великих Анналах» (Annales maximi). Ведение погодных записей прекратилось между 123 и 114 годами до н. э. Древнейшие римские анналы не сохранились до наших дней, однако частично вошли в сочинения позднейших римских историков (Тит Ливий). Некоторые римские историки (Тацит) использовали погодную схему изложения материала для описания далекого прошлого. В отличие от записей на таблицах понтификов, произведения античной истории первых веков н. э. представляли собой связный и развернутый рассказ-интерпретацию. В средневековой Европе анналы стали одним из ведущих жанров историописания. Они возникают во второй половине VII века. Большинство исследователей полагает, что в их основе лежат краткие записи на полях так называемых пасхальных таблиц. В VII веке между представителями двух островных церквей (ирландской и англосаксонской) разгорелся спор о времени празднования Пасхи. Англосаксы придерживались вычислений Дионисия Младшего, в то время как ирландцы освоили более древнее исчисление — никейское. Поэтому, отправляясь на континент в peregrinatio (ирландцы) или для миссионерской работы (англосаксы), те и другие имели при себе пасхальные таблицы с соответствующей датировкой. Первые заметки на полях, посвященные, главным образом, смерти какого-нибудь короля или местного епископа, а также основанию монастыря или церкви, якобы появились в Британии еще в VII веке. При подготовке к трудному путешествию таблицы копировались вместе с  этими маргинальными записями. Впоследствии именно они легли в основу многочисленных монастырских и епископских анналах.

Последние годы эта общепринятая точка зрения подвергается серьезному пересмотру. Так называемые пасхальные анналы сохранились лишь в составе позднейших летописных сводов, а не в своей оригинальной форме. Самая ранняя рукопись пасхальных анналах происходит из Флавиньи и датирована 816 годом. По мнению ученых пасхальные таблицы предназначались для того, чтобы задавать ритм на будущее, определять рамки текущего литургического года и даже не одного. По своей природе они мало годились для сохранения записей о прошлом. Принципиально важным представляется сам факт установления некоторой временной протяженности от Воплощения Господня до момента составления очередной записи. Таким образом, появление нового историографического жанра следует рассматривать в более широком контексте социального и культурного развития раннесредневекового континентального общества. VII и, особенно, VIII веков характеризовались углублением процессов христианизации, триумфом культа святых, развитием мемориальной практики в рамках локальных религиозных общин. В кодексах с анналами соседствуют, в основном, так называемые компутистические трактаты (от лат. computus — так назывались сочинения по хронологическим расчетам), некрологи и мартирологии, но также и пасхальные таблицы. С помощью этих текстов церковь активно христианизировала пространство и время. Анналы отражают ту же самую тенденцию и являются своеобразной формой христианского упорядочения времени. Погодная структура анналов задавалась годовым циклом существования локального религиозного сообщества, возникавшего на базе монастыря или епископского канониката. Кратчайшие записи (annales primitivi) постепенно разрастались, так что уже в течение VIII века под них начали отводить чистые страницы. Эти тексты были написаны на очень простой латыни, лишенной каких бы то ни было риторических фигур. Кругозор их составителей ограничивался почти исключительно местными интересами. В историографии сочинения такого рода получили название «малых анналов» (annales minores). Во Франкском королевстве при Каролингах анналистика превращается в развернутое, связное, идеологически выверенное повествование о недавнем прошлом (annales maiores). Анналы ведутся в крупнейших имперских монастырях, а также при дворе под контролем королевских архикапелланов. На протяжении всего Средневековья сосуществовали разные формы анналов. Многие историки использовали погодную схему изложения материала при составлении собственных исторических сочинений, написанных в других жанрах (биографии, деяния, хроники, истории).

А. И. Сидоров.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 471-472.

Литература:

Halphen L. Etudes critiques sur l`histoire de Charlemagne. Paris, 1921. P. 16–59; McCormick M. Les annales du haut Moyen Âge (Typologie des sources du Moyen Âge occidental). Turnhout, 1975; McKitterick R. Constructing the Past in the Early Middle Ages: The Case of the Royal Frankish Annals // Transactions of the Royal Historical Society. Sixth series. VII. Cambridge, 1997. P. 101–129; Molinier A. Les sources de l`histoire de la France des origines aux guerres d`Italie. Paris, 1901. T. 1. P. 211–227; Monod G. Études critiques sur les sources de l`histoire carolingienne. Paris, 1898. P. 77–102; Les petits annales; Wattenbach-Levison-Löwe. Deutschlands Geschichtsquellen im Mitte­lalter. H. 2. Weimar, 1953. S. 180–192.

Понятие: