Денежная система [Японии]
История японской денежной системы представляется необычной. Заимствовав в VIII веке у Китая этот способ расчетов, Япония отказалась от него в X веке. Чеканка монеты, похоже, была больше вопросом престижа, чем реальной экономической необходимостью. В течение этого длительного периода насчитывается не более чем 12 эмиссий. В древнем японском государстве значение этого инструмента обмена представляется очень слабым. Похоже, что исчезновение монеты не повлияло на обмен. Расцвет классической Японии был основан на хозяйстве без металлических денег. Существовала натуральная оплата налогов и содержания чиновников, эквивалентом расчета были отрезы ткани.
В эпоху Средневековья как в международной, так и во внутренней торговле пользовались ки-тайскими монетами. Княжества, возникшие после крушения центральной власти, начали выпускать свои денежные знаки, хотя хождение их было весьма незначительным. Лишь с объединением страны в конце XVI века появляются деньги, признававшиеся на всем архипелаге. Но ни Тоётоми Хидэёси, ни сёгуны Токугава не сумели, а возможно, и не пожелали создать единую денежную систему.
Никогда не существовало единого металла — эталона, их всегда было два: золото и серебро, и даже три, если считать медь. Менялась относительная стоимость металлов, менялось соотношение стоимости одного металла к другому. В то время как бакуфу и восточные провинции опирались на золото, торговцы Осаки и западные провинции продолжали предпочитать серебро. А в повседневном обращении в ходу были медные монеты.
Колебание курса между золотом и серебром способствовало росту значения менял, которые разра-ботали правила обменных подсчетов, положив таким образом начало банковской системе.
Первые золотые монеты — обан — были выпущены Тоётоми Хидэёси. Это были монеты престижа, которые весили 165,4 грамма и содержали 73% золота. Но они не были включены в единую денежную систему до наступления эпохи Токугава Иэясу.
Эталонной пробой в течение всего периода Эдо считалась та, которая была у монет, выпущенных в 1601 году Монета обан (67% золота, 30% серебра, 3% других металлов), она менялась (1657, 1695) и восстанавливалась (1714, 1725). Эталон оставался неизменным до 1860 года. Обан имел продолговатую форму (15 см высотой и 9 см шириной) с надписью тушью его стоимости, 10 рё, хотя нередко обменивался на 7,5 рё. Они были относительно непрочными и чаще всего хранились прикрытыми бумагой и запертыми в сундуки.
Расчетной единицей золота был рё, который состоял из 4 бу или 16 сто. Кроме обан, была золотая монета в 1 рё, называющаяся кобан, затем в 2 бу, 1 бу, 2 сю, 1 сю.
Серебряные монеты чаще не подразделяли на бу и сю, а использовали единицы веса, расчетным значением которых был моммэ, тысячная доля кан. Среди серебряных монет не существовало подобной обан, при расчетах пользовались слитками, которые в случае необходимости можно было разделить на части.
Долгое время имели хождение китайские или местные медные монеты, официальная чеканка возобновилась в 1636 году в эпоху Канъэй. Монеты, получившие название Канъэй цухо, дали имя монетам из драгоценных металлов. Их фамильярно назывались дзэни вплоть до Реставрации Мэйдзи. Их стоимость равнялась 1 моммэ.
В XVII веке рё соответствовал 50 серебряным моммэ, примерно 188 граммам и 1000 монетам из низкопробного китайского серебра, другими словами, составлял каммон, связку, или 4000 монет из низкопробного японского серебра.
В XVII веке вес серебра, эквивалентный 1 рё, соответствовал 60 моммэ или 225 граммов. Но между этими двумя металлами никогда не было фиксированного курса. Относительная редкость одного из двух металлов могла привести к его подорожанию, отток серебра при оплате товаров, особенно в торговле с Китаем, колебания курса риса, также используемого в качестве денежного эквивалента, требовало существования посредников, менял.
В качестве примера: в конце XVII века коку риса стоил 40 моммэ.
Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 147-150.