Газваген
ГАЗВАГЕН, газовый автомобиль (Gaswagen), автомобиль, специально переоборудованный для уничтожения людей с помощью выхлопных газов. Впервые применен в Польше (сентябрь 1939 - июнь 1940), где зондеркоманда Ланге использовала трейлер, именовавшийся «Кайзере кафе» («Kaisers Cafe»), в котором умерщвление людей осуществлялось с помощью выпускаемого из баллонов с монооксидом углерода. После посещения Гиммлером Восточного фронта рейхсфюрер СС распорядился разработать метод массового уничтожения людей в «походных условиях». В 1941 году специально созданная рабочая группа Главного управления имперской безопасности, которой руководили начальник Криминально-технического института А. Видман и А. Небе, разработала проект и разместила в Берлине заказы на его производство. Газовый автомобиль представлял собой фургон с герметично закрытым кузовом, в который была выведена трубка для выхлопа. После того как в кузов загружалось 25-60 человек, машина трогалась и через 10-15 мин наступала мучительная смерть от удушья и отравления. Во время 2-й мировой войны использовалось два типа газовых автомобилей: 3-тонный, в кузов которого помещалось 50 человек (производился фирмами «Diamond Reo», «Opel Blitz», «Renault») и 5-тонный на 70 человек (производитель «Saurer/Magirus»). Контроль за производством, приемку и распределение газовых автомобилей контролировал оберштурмбаннфюрер СС В. Рауф. Первые газовые автомобили получила эйнзатцгруппа «Б». Всего в распоряжение эйнзатцгрупп было передано около 30 газовых автомобилей для использования в основном на территории Украины и Белоруссии. С их помощью было уничтожено от 250 до 300 тысяч человек (в большинстве евреев). В 1942/43 году газовые автомобили были изъяты и уничтожение людей в более широких масштабах стало производиться в газовых камерах.
Залесский К.А. СС. Самая полная энциклопедия / Константин Залесский. – М., Яуза-пресс, 2012, с. 329-330.