Керамика [классического Китая]
Танцовщицы. Династия Тан
КЕРАМИКА. История китайской керамики где-то совпадает с историей Китая: даже самые отдаленные эпохи получили свое наименование по видам обнаруженных гончарных изделий на доисторических стоянках. К периодам правления двух первых исторических династий (Шан, 1765—1122 гг. до н.э., и Чжоу, 1121— 256 гг. до н.э.) относятся обнаруженные керамические формы, иногда отделанные бронзой, к примеру, можно указать на треножники. К V в. до н.э. стал известен песчаник, глиносодержащая масса, обжигавшаяся при очень высокой температуре, затем частично расплавлявшаяся и остекловывавшаяся. На нее особым образом наносилось украшающее покрытие, называемое глазурью. Такой род изготовления керамики представляет собой чисто китайское изобретение, позднее он привел к появлению фарфора. Разница между терракотой, песчаником и фарфором определяется в первую очередь степенью обжига:
• от 600° до 1000° для терракоты;
• от 1050° до 1200° для песчаника;
• от 1200° до 1400° для фарфора.
В эпоху Хань (206 гэ до н.э. — 220 гг. н.э.) усыпальницы становятся исключительно богатыми, на них в мелком масштабе представлены изображения тех или иных лиц (известных минци, слуг, танцоров и т.д.), зданий, домашней утвари, там выставлены фигурки животных, изготовленные из терракоты. Плиты, на которых воспроизведены те или иные сюжеты и темы, украшают могилы и, как можно предположить, дома и дворцы. Керамика из песчаника начинает порой содержать уже каолин, достояние фарфора, что позволяет назвать эти изделия «протофарфоровыми». К тому же в китайском языке песчаник и фарфор обозначаются одним и тем же иероглифом: цы. Формы керамических изделий исключительно разнообразны, а покрывающая их глазурь становится все более и более изысканной по своему качеству.
В эпоху Тан (618—907 гг.) восстановленный порядок сопровождался широким подъемом ремесленного искусства и особенно производства керамики. Эту эпоху символизируют фигурки — «три цвета» (саньцай). В глазури, которой покрыты фигурки, представлено сочетание трех основных цветов: зеленого, желтого и белого. С другой стороны, рост потребления чая способствовал производству специальной посуды, которая становилась все более изящной и утонченной, при том что внешний вид ее обнаруживал все большую простоту.
При династии Сун (960—1279 гг.) фарфор достиг предельных вершин в плане качества и разнообразия — и это еще до изобретения сине-белого фарфора в эпоху Юань (1271—1367 гг.). В периоды правления двух последних династий (Мин, 1368—1644 гг., и Цин, 1644—1911 гг.), цвета варьировались, украшения усложнялись, а массовое производство, ориентированное на экспорт, снабжало коммерческие круги, имеющие выходы в Европу и Соединенные Штаты.
Без сомнения, именно керамика наиболее коротким и простым путем познакомила иностранцев с утонченностью и совершенством — художественным и техническим — китайской цивилизации. Традиция в этой области никогда не прерывалась — вплоть до наших дней.
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 306-309.