Джадидизм (СИЭ, 1964)

ДЖАДИДИЗМ (араб. усул-и-джадид - новый метод) - буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х годах 19 века среди татарской буржуазии. Первоначально - это узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования, за необходимость европейского образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. Основоположником, активным пропагандистом джадидизма был крымский татарин мурзак (потомственный дворянин) и крупный землевладелец И. Гаспринский, издававший в Бахчисарае в 1883-1914 годы татарскую буржуазно-националистическую газету «Тарджиман» («Переводчик»). В Средней Азии в период революции 1905-1907 годов и в последующие годы джадидизм перешагнул первоначальные культурнические рамки и приобрел ярко выраженную окраску буржуазно-либерального, контрреволюционно-националистического политического движения и идеологического течения. Социальной базой джадидизма были преимущественно буржуазные слои населения Средней Азии и часть национальной интеллигенции. Попытки джадидов увлечь массы националистическими лозунгами не увенчались успехом. В период революции 1905-1907 годов трудящиеся Средней Азии пошли не за национальной буржуазией, а за русским рабочим классом. Туркестанские, бухарские и хивинские джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с татарскими и азербайджанскими пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революционных выступлений. Перед бухарским эмиром и хивинским ханом они выступали с просьбами о социальных и политических реформах, содействующих буржуазному развитию. Среднеазиатский джадидизм до 1917 года не сумел приобрести определенных организационных форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации некоторых феодальных пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за ограниченную реформу ислама и религиозных школ, за приспособление ислама к буржуазному развитию окраин и потребностям национальной буржуазии. Но определенной программы джадиды не имели. Отсюда множество оттенков во взглядах, иногда прямо противоположных предложений, противоречивость в высказываниях и установках джадидов, отражавших разнородные влияния. Общим для всех групп был узкоограниченный характер предлагаемых ими реформ. Наиболее близкой для себя джадиды считали кадетскую партию. Они резко выступали против социал-демократов. Джадидизм не имел не только общей программы, но и руководящего центра и устава. Джадиды группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, которые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т. п. К ним временами примыкали отдельные представители демократической интеллигенции (например, Хамза-Ха-ким-заде, Садриддин Айни и др.), но с джадидизмом как политическим течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие джадидизма в Средней Азии оказала буржуазная младотурецкая революция 1908 года. По примеру младотурецкой буржуазно-националистической партии «Единение и прогресс» джадиды часто именовали себя младо-бухарцами (в Бухаре), младо-хивинцами (в Хиве), младо-сартами или младо-мусульманами (в Туркестане). Лидерами среднеазиатского джадидизма были: Махмуд-ходжа Бек Буди, Мунавар-Кары Абдурашидов, Абдур-Рауф-Фитрат, Убейдулла Ходжаев (Туркестан), Файзулла Ходжаев (Бухара), Палван-Нияз Ходжи-Юсупов (Хива) и др.

После Февральской революции 1917 года джадиды создали свои националистические партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младо-бухарскую и младо-хивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Октябрьской революции джадиды были в числе организаторов гражданской войны против Советской власти, вдохновителями так называемой «Кокандской автономии», вступили в соглашение с русскими белогвардейщиной (Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С построением социализма в Средней Азии джадидизм был окончательно ликвидирован.

A. B. Пясковский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Гафуров Б. Г., История таджикского народа в кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А. В., Революция 1905-1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542-566; История Узбекской ССР, т. 1, кн. 2, Ташкент, 1956, с. 278-280; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Окт. революции, "ИСССР", 1963, No 2.

Понятие: