Зороастризм (Кузнецов, 2007)
ЗОРОАСТРИЗМ, маздеизм, авестизм, огнепоклонство — древнеиранская религия, возникшая в VII—VI вв. до н.э. Основателем считается Заратуштра (авест., Зороастр — древнегреч., Зардушт — среднеиран.). Основными источниками являются пять Гат в «Ясне», входящие в состав священной книги 3. Авесты. Первоначально Заратуштра выступил с проповедью у себя на родине, но не был признан, подвергся преследованиям со стороны правителя Дурашравы и покинул родину. Его покровителем и последователем стал Виштаспа, способствовавший распространению 3. в Иране. По другим источникам пророк был убит. Уже в «Младшей Авесте» образ Заратуштры был подвергнут мифологической переработке: одни тексты изображают его культурным героем, другие — провозвестником новой веры и спасителем человечества. В «Денкарте» образ полностью мифологизирован. Ахура-Мазда создал его духовную сущность в начале бытия и поместил в ствол дерева хаомы, а через шесть тысяч лет Заратуштра был призван способствовать победе добра над злом на земле, получив человеческое воплощение. Согласно «Гатам» он воплощает в себе на земле моральную триаду: мысль-слово-дело и проявляется в двух функциях. Как пророк и служитель Ахура-Мазды, Заратуштра выступает в роли выразителя слова; как жрец, приверженец духа огня он — исполнитель дела, наилучшего распорядка. Главным в проповедях Заратуштры является учение о свободе выбора человека в борьбе добра и зла. Заратуштра считается посредником межцу богом и людьми, распорядителем судеб умерших на Судейском мосту Чинвад. Полагают, что Заратуштра проповедовал свое учение в Восточном Иране и Средней Азии. Проповедь была направлена против власти родоплеменных вождей, старого жречества и их богов. Кроме Авесты другими источниками 3. являются «Денкарт» и «Бундахишн». Для этой религии характерен дуализм. Весь мир разделен на две сферы: земную — мир вещей и духовную — мир души. Во вселенной происходит борьба добрых духов и божеств — ахуров со злыми духами и божествами — дэвами. В небесном, добром мире господствует положительная троица, составляющая одновременно моральную триаду. Ахура-Мазда (греч. Ормузд) — владыка, вездесущий, воздействующее слово; Арту Вахишта — дух огня, обеспечивающий наилучший распорядок, доброе дело; Boxy Мала — дух скота, несущий благую мысль. Троица выступает в сопровождении добрых духов, олицетворяющих стихии природы. Им противопоставляются духи и божества зла. Во главе стоит Анхра-Майнью (греч. Ариман). Существует триада злых богов: Друдж (бог лжи, злое слово), Ако Мана (злая мысль), Айшма (дух грабежа, злое дело). Их окружают злые духи-дэвы, вредящие людям. Эсхатология 3. состоит в учении о трех жизненных эрах. В первой эре — царстве Ахура-Мазды царило добро. Во второй эре идет ожесточенная борьба добра и зла. Это — царство Анхра- Майнью. Последняя эра — грядущая жизнь, где установится победа добра после Судного дня. Согласно зороастрийской антропологии, человек — двойственное существо. Помимо тела и души (урван) он имеет дух-душу (фраваши) - хранительницу, предшествующую будущему своему носителю. До соединения с телом и душой она принимает участие в создании мира и имеет свое начало в Ахура-Мазде. Согласно зороастрийскому учению, главная цель жизни человека — помощь Ахура-Мазде в его борьбе с Ахриманом. Содержание деятельности праведного человека сводится к триаде: хумата, хухта, хваршта — «добрые помыслы», «добрые речи», «добрые дела». Основная деятельность зороастрийца — прилежное занятие сельским хозяйством, бережное отношение к скоту и усердная обработка земли. Собака, охраняющая скот, занимает почетное место. Особое значение в нормах поведения зороастрийца занимает отношение к огню, воде, земле. Специфический обряд захоронения — «выставление» в дакмах (башни молчания) трупов. Вследствие этого четыре почитаемых элемента (вода, земля, воздух, огонь) с ними не соприкасаются. В зороастрийском богослужении фигурируют три жертвенных предмета: хаома, драунах и мйазда. Стебли хаомы, растираемые камнями, смешивают с соком других растений или молоком. Получаемая смесь носит название заотра. Хаома — напиток бессмертия. Драунах («доля») представляет собой пресную лепешку. Мйазда — некая пиша, возможно мясо, у современных парсов — фрукты. Основных праздников в 3. шесть, и каждый продолжается по пять дней. У зороастрийцев существуют особые предметы одежды, ношение которых обязательно и служит отличительным признаком правоверного. Это — стахр пайсанха («расписанная звездами») — нательная рубашка, авйанхана — пояс из определенного количества ниток. 3. придавал большое значение ритуальной чистоте. Обряды очищения были тщательно разработаны для людей, скота, растений, воды, земли, огня, а Заратуштре приписывалось осуществление этой операции и над всей Вселенной. В настоящее время 3. существует в виде парсизма в Западной Индии.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 173-174.