Родовая теория

РОДОВАЯ ТЕОРИЯ или теория родового быта, - теория (возникла в 1-й половине 19 века), согласно которой государство вырастает непосредственно из родовой организации, свойственной народам на ранних стадиях их истории. Сам род представители этой теории чаще всего рассматривали как совокупность семей или отождествляли с большой семьей. В России эти взгляды были сформулированы И. Эверсом в работе «Древнейшее право русских и его историческое развитие» (J. P. G. Ewers, "Das älteste Recht der Russen in seiner geschichtlichen Entwickelung", Dorpat - Hamb., 1826), а затем С. М. Соловьевым («История России с древнейших времен», т. 1, М., 1851), К. Д. Кавелиным («Взгляд на юридический быт древней Руси», Собр. соч., т. 1, СПБ, 1897) и др. Т. Н. Грановский развил идею о том, что род не только непосредственно и повсеместно предшествует возникновению государства, но и находит отражение в государственных учреждениях («О родовом быте у древних германцев», Соч., 4 изд., М., 1900). Попытки теоретического осмысления имевшегося фактического материала о роде были сделаны примерно в то же время и за рубежом. Б. Г. Нибур исследовал вопрос о роде у греков и римлян и выдвинул тезис о том, что общество сначала основывалось на родственных связях, а затем на территориальных (В. G. Niebuhr, Römische Geschichte, Bd 1-3, В., 1873-74). Немного позднее К. Хюльман на основе материалов античной литературы и Библии охарактеризовал родовое устройство народов древности, подчеркнув характерное для него коллективное владение и пользование землей (К. D. Hüllmann, Urgeschichte des Staats, Königsberg, 1817). В 1840-х годах немецкий историк Г. Зибель создал родовую теорию происхождения немецкого государства (Н. Sybel, Entstehung des deutschen Königthums, Fr./M., 1844). Таким образом, в отличие от русских ученых, немецкие авторы 1-й полвины 19 века связывали род только с определенными народами, не признавая всеобщего характера этого института. В середине 19 века родовая теория в России пользовалась широким признанием, в отличие от Германии, где преобладала общинная теория. Родовая теория, несмотря на упрощенную трактовку проблем развития древнего общества и возникновения государства, тем не менее сыграла (особенно в России) положительную роль в истории науки.

Л. А. Файнберг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Литература:

Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948.