Метисы [в Испанской Америке]

Новое общество трансформируется с такой быстротой, что люди той эпохи не успевают осознать и осмыслить изменения. Начиная с XVI в. выходцы с Пиренейского полуострова вынуждены иметь дело с зыбкой и сложной социальной реальностью, включающей в себя метисацию и культурную интеграцию. В некоторых регионах число метисов выше, чем в других из-за более выраженного испанского присутствия и особенно из-за более высокого уровня развития индейской цивилизации. В целом в 1810 г. castas составляют почти 30% населения Перу и почти 40% Новой Испании. Полукровки являются подданными короля Испании и так же, как индейцы, должны платить ежегодную подать.

В юридическом плане испанцы, кажется, до последнего стараются не замечать такого явления, как метисация. До 1660 года слово «метис» почти не употребляется, в отличие от слова «мулат». Отсюда происходят затруднения в классификации «полукровки», которого сложнее отнести к определенной категории, чем индейца или негра. Начиная со второй половины XVII в. ситуация меняется. Потребность в категоризации жителей колоний становится все более насущной, возможно, в силу увеличения количества метисов на фоне общего демографического роста. Появляются новые, более четкие категории. Например, если раньше было достаточно слова «мулат», чтобы обозначить всех, чьими предками были африканцы, то теперь потомков индейцев и африканцев называют «самбо», а «мулатами» — только детей испанцев и африканцев. Мулаты, в свою очередь, подлежат дальнейшей, более узкой классификации. Термин pardo относится к тем, в чьих жилах преобладает испанская кровь. Существует целая система обозначений, учитывающая этническое происхождение (1/4 индейской крови, 1/8 африканской и т. д.). Но, несмотря на эти тонкости, легальным статусом обладают пять основных категорий: испанцы, индейцы, негры, мулаты и метисы. 

В реальной жизни определение этнических границ становится все более и более сложным делом. Они становятся более размытыми, за исключением разве что категории испанцев, которой свойственна унитарность. Некоторые индейцы Мехико и Лимы выдают себя за метисов. Это всего лишь первый этап последующего превращения в «испанца» с целью уклонения от выплаты податей правительству. Другими словами, увеличивающаяся популяция метисов американского и заокеанского (африканского или европейского) происхождения привела к тому, что именно испанский сектор расширяется и усложняется. Действительно, самыми нестабильными являются категории, включающие потомков испанцев и индейцев, но этот феномен распространяется и на другие категории. Светлый мулат может при случае сойти за испанца или метиса; свободный негр — за мулата, а свободного индейца, одевающегося по- европейски и разговаривающего на кастильском, скорее всего, назовут mestizo.

Некоторые категории, обозначающие различные типы метисов в конце XVIII в., похожи на забавные клички. Tente en el aire («зависни в воздухе») относится к людям с невероятно запутанной генеалогией, чей этнический статус практически невозможно установить, a salta atras («прыгни назад») обозначает человека, чьи предки постепенно приближались к категории «испанец», а затем потеряли приобретенные этнические признаки из-за брака с человеком с каплей черной крови, которая дала о себе знать в следующем поколении. Таким образом, какой-нибудь прадед становился причиной того, что у белой пары или у метисов рождался черный ребенок.

Отношение к метисам неоднозначно и зависит от ситуации. Браки испанцев с индианками крайне редки, а рождение вне брака является позором лишь для первого поколения метисов. По факту же испанская кровь смешивается с другими «таким же образом, как ртуть очищает серебро», как выразился хронист брат Хуан де Мелендес. Итак, испанцы «отмывают» своей кровью настоящих аборигенов. В этом заключается их отличие от англосаксов, обосновавшихся в ту же эпоху на севере континента, потому что в Индиях одна капля «белой» крови делает вас белым.

Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с.67-70.

Понятие: