Воины-самураи (Масе, 2013)

Конный самурай. XIII век.

В эпоху Эдо бакуфу провело несколько переписей, но в них учитывались только жители городов. Таким образом, точное число воинов нам не известно. Все-таки можно сказать, что в течение этого периода их число увеличивалось, и в первой половине XIX века они составляли чуть меньше 8% населения. В ходе первой общей переписи населения 1873 года, незадолго перед отменой статуса самурая, их насчитывалось около двух миллионов при населении в 31 миллион.

Так же, как в любом традиционном обществе, различия в одежде были наиболее заметным признаком социальной принадлежности. Власти скрупулезно регламентировали одежду для каждого сословия.

Воины отличались от прочего населения тем, что носили хаори, широкую куртку, поверх кимоно, и хакама — широкие брюки, но главным признаком было ношение двух мечей. Они должны были постоянно носить длинный и короткий мечи, которые символизировали их принадлежность к господствующему классу.

Тем, кто носил большой меч, было дано право даровать жизнь и смерть представителям других групп населения, знаменитое кирисутэ гомэн. Оно позволяло воинам вершить правосудие над представителями других слоев населения, однако в действительности оно вряд ли широко использовалось. Тем не менее оно оставалось символом статуса самурая.

В начале эпохи Эдо большой меч должен был быть более 1 сяку 8 син (приблизительно 57 см) длиной. Позже он стал немного короче, более 1 сяку 5 син (приблизительно 49 см). Привилегия восходит к 1588 году, когда Тоётоми Хидэёси запретил ношение мечей крестьянам. После этого указа крестьяне не могли носить мечи, даже короткие, за исключением особых случаев, таких как поездки или празднества, и только по разрешению, выданному бакуфу либо даймё. Любопытно, что ношение коротких мечей, менее чем 1 сяку 8 син (позже 1 сяку 5 син) было разрешено жителям больших городов. Однако особые меры применялись к жителям столицы сёгуната. Начиная с 1668 года им было запрещено носить внутри города даже короткие мечи, а в 1683 году бакуфу издало запрет на ношение коротких мечей длиной приблизительно 49 см. Что касается некоторых профессий, врачей или борцов сумо, то они пользовались исключительным правом на ношение коротких мечей, определяемым их господами. Самураи определенного ранга должны были иметь коня и доспехи. Это правило практически не менялось со времен Средневековья.

Другой привилегией воинов было право иметь родовое имя. Согласно правилам бакуфу, речь шла о праве для воинов и аристократов, иначе говоря, для господствующего класса. Ни крестьяне, ни торговцы теоретически не имели права иметь родовое имя. Но можно отметить довольно многочисленные исключения. Были нередки случаи, когда богатые крестьяне имели родовые имена. С другой стороны, купцы могли использовать наименование своего предприятия, яго, как родовое имя. В различных владениях это предписание бакуфу применялось более или менее одинаково. Иными словами, повсеместно в Японии родовые имена могли иметь лишь представители господствующих сословий.

Однако существовала общественная категория, не являвшаяся частью официального социального деления, которая имела право носить родовое имя. Речь идет о квартальных врачах, независимых от власти сёгуна и императорского двора.

Множество отличий было предусмотрено, чтобы выделить воинское сословие среди прочих групп населения. Однако это не означает, что самураи были однородны. Строгая иерархия существовала и в сословии избранных. Между даймё и асигару, пехотинцем, не имевшим средств на содержание коня, было мало общего, за исключением двух мечей, но и те были разного качества. Разделение категорий буси было столь же строгим, как и различных социальных групп. Если даймё представляли высшую аристократию и жили во дворцах, то другие были солдатней, живущей в казармах.

Одна из важных характеристик буси состоит в том, что подавляющее их число находилось на жаловании. За редчайшим исключением, как в некоторых владениях на Кюсю, у воинов не было больше прямых связей с землей. Различие между воинами низшей категории, «без дохода», мусо-кунин, то есть получающими жалование, не имеющее отношение к земле, и теми, кто получал доход от земли, тигё, стало чисто формальным. В начале XVIII века в 201 владении из 243 доходы от земли стали формальными. Воины получали от своего господина жалованье рисом, считавшимся доходом от земли, которая им причиталась согласно их званию.

Воины проживали рядом со своим господином, у подножия замка, в предназначенном для них квартале, в более или менее больших резиденциях согласно своему рангу. За жалование рисом они должны были находиться в полном распоряжении своего господина.

Даймё же могли поменять владение либо в наказа-ние, когда получали меньшее, либо как поощрение.

Их главная обязанность состояла в том, чтобы всегда быть готовыми к сражению. Кроме того, любой буси должен тренироваться в применении своего оружия, меча, а также в стрельбе из лука, работе с копьем, и если он имел коня, то в верховой езде. В эпоху Эдо вооруженных конфликтов было очень мало, поэтому у самураев не было возможности в исполнении воинской службы. И они превращались в администраторов и чиновников. Тем не менее число буси сильно превосходило потребности в военных кадрах. Кроме того, службу нередко несли по очереди, что оставляло представителям этого привилегированного сословия много времени для досуга.

Воины нередко учились как в связи с условиями службы, так и для собственного удовольствия. Первые официальные школы были предназначены для них. Неудивительно, что большинство мыслителей эпохи Эдо вышли из их рядов. Кумадзава Бандзан, Ямага Соко, Араи Хакусэки, Огю Сорай — все они были буси.

Им внушали почтение к конфуцианским ценностям в соответствии с их положением. Первым и главным достоинством была верность господину, которая рассматривалась как аспект сыновней почтительности. Подобная преданность предпола-гала не жалеть собственной жизни для господина. Этот идеал верности был столь распространен, что понадобился указ бакуфу 1668 года, запрещавший практику дзюнси, самоубийства вассала способом вспарывания живота после смерти господина.

Воины обладали еще одной привилегией — а именно возможностью совершить сэппуку. Они совершали это либо в случае, если не было другого средства показать несогласие с господином, либо когда они были приговорены к смерти вследствие серьезного проступка. В этом случае они имели право достойно умереть, вскрыть себе живот согласно точному ритуалу. Только горожане подлежали позорным наказаниям в виде обезглавливания или распятия.

Жизнь воина не была свободна от случайного риска. Связанные со своим господином, буси оставались без хозяина и без дохода, когда тот терял свое владение. Случалось, что воин добровольно оставлял службу у хозяина. Эти ронины (буси без господина) образовывали нечто вроде «пролетариата» военной аристократии. Если они не могли найти нового господина, то старались не утратить окончательно свой статус и становились учителями фехтования, школьными учителями или мастерами по ремонту зонтиков, а то и бандитами.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 86-92.

Понятие: