Реформаты (Митрохин, 1990)
РЕФОРМАТЫ — приверженцы кальвинистической церквей континентально-европейского происхождения (последователи кальвинист, церквей шотл.-англ. происхождения назывались пресвитерианами). Реформаты выступали в период Реформации против засилья католической церкви, за обновление и изменение устройства церковной жизни, вероучения, обрядности и литургии. Борьба реформатов вылилась в длительные религиозные войны с силами римско-католической церкви Священной римской империи Габсбургов. В 16 веке во многих европейских странах (Англия, Германия, Дания, Польша, Франция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Шотландия и др.) новые христианские церкви стали именоваться реформатскими или евангелическими. Религиозно-политическим центром реформатов стала Швейцария: Цюрих, Базель, Берн, Женева. Реформат, движение здесь началось в 20-х годах 16 века с деятельности Ульриха Цвингли и приняло форму цвинглианства. В 1529 году из-за теологических разногласий (о причастии, предопределении, церкви и таинствах) произошло отделение реформатской церкви от лютеранской. В 30—40-х годах во главе церкви в Женеве стал Жан Кальвин. Сторонники Лютера и близких к нему Цвингли и Меланхтона стали называть себя лютеранами, а сторонники Кальвина кальвинистами, или реформатами. Реформаты ввели простое богослужение, дешевое и предельно упрощенное убранство церкви, свели до минимума церковную иерархию, подняли роль мирян в жизни церкви, отменили целибат священников, ввели более демократичное управление церковью, провозгласили абсолютный приоритет священного писания, ликвидировали институт монашества, из христианских таинств признали лишь два (крещение и причащение) и т. д. Религиозная борьба реформатов переплеталась с борьбой политической и социально-экономической. Среди реформатов было много представителей нарождавшегося класса буржуазии, которые выступали против дворянства. По Вестфальскому мирному договору 1648 года европейские государства наряду с принципом «чье правление, того и религия» признали и принцип веротерпимости. Реформатские церкви добились официального признания наряду с католическими и лютеранскими церквами. Реформаты более последовательно, чем лютеране, соблюдают принцип пресвитериального (или в некоторых странах конгрегационалистского) и синодального устройства церкви. Реформатские общины более самостоятельны, но они строже других протестанстких церквей наблюдают за исполнением всеми верующими религиозно-нравственных предписаний церкви в общественной и личной жизни. В религиозной догматике реформатов занимают близкие к ортодоксальному кальвинизму позиции. К 20 веку многие реформатские церкви эволюционировали к более умеренным позициям, сближаясь и иногда объединяясь с лютеранскими, евангелическими и другими протестантскими церквами. В настоящее время реформат, церкви имеются в Англии, Венгрии, Нидерландах, Румынии, Франции, ФРГ, Чехословакии, США, Швейцарии, Югославии, ЮАР. Небольшие реформат, конгрегации существуют в Бельгии, Греции, Испании, Португалии, Скандинавских странах, некоторых странах Латинской Америки и Азии. Реформаты объединены во Всемирный альянс реформатских церквей, который издает в Женеве свой печатный орган - журнал «Реформатский и пресвитерианский мир». В России евангелическо-реформатские церкви действовали в северо-западных и юго-западных губерниях. В СССР существуют малочисленные евангелическо-реформатские церковь Литвы и реформатская церковь в Закарпатье.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 222-223.