Естественный эксперимент (Кондаков, 2007)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт). Экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г.; реализуется в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя; фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого; анализ результатов и составление характеристики личности. К основным методам относятся наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются методами качественного анализа. Вариант естественного эксперимента — это психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
Литература: Лазурский А. Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 192.