Курган

КУРГАН (тюрк.) - насыпь над древней могилой, в отдельных случаях - занесенный землей развал сложных и многообразных погребальных сооружений, деревянных, каменных или земляных. В северо-западных областях РСФСР население называет курганы сопками и литовскими могилами, в Поволжье - марами. В Западной Европе они называются: barrow (англ.), tumulus (франц. и в наст. время вышедшее из употребления англ.), Hügelgrab (нем.), mohyla (чеш.) и т. п. Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (4-3-е тысячелетия до н. э.) в каспийско-черноморских степях (курганы древнеямной культуры), в Предкавказье (курганы Майкопской культуры) и Закавказье (Куро-Аракский энеолит). Во 2-й половине 3-го тысячелетия до н. э. Курганы распространяются в Малой Азии, на Балканах, в Центральной Европе. В более поздние периоды курганы получают широкое распространение и известны на всех континентах, кроме Австралии. В ряде областей (в Восточной и Северной Европе, Центральной Азии и др.) курганы сооружаются вплоть до позднего средневековья. Курганы чаще всего бывают полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: от 0,3-0,6 м. высоты при диаметре 3-4 м. до 20 и более метров высоты при диаметре свыше 100 метров. Так называемые длинные курганы имеют вид вытянутых в длину насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Вокруг оснований кургана бывают рвы. Курганы насыпались как над вырытыми в земле могилами, так и над захоронениями, произведенными на поверхности земли. Могилы под курганами имеют различное устройство: в них сооружались склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью кургана, кроме могил, бывают разные дополнительные сооружения - оградки из камней, каменные, кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпи кургана, или на стороне, а под курганами хоронили сожженный прах. Известны курганы, единовременно насыпанные над большими родовыми кладбищами с правильным взаиморасположением могил (концентрическими кругами, рядами и т. д.). Кроме основных погребений, для которых возводился курган, в насыпях встречаются так называемые "впускные" захоронения, произведенные в позднейшее время. Иногда, например, в новгородских курганах, так называемых сопках 6-7 веков и более позднего времени, в которых последовательно погребались останки сожженных покойников, каждое из последующих захоронений сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту кургана. В насыпи курганов нередко находят остатки тризны (поминок по покойнику): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу ставили различную утварь, клали пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью курганов хоронили коней, жен и рабов покойного. Курганы бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда доходящими до 1000 штук (например, Гнездовские курганы). По мере развития имущественного расслоения растет разница между богатыми и бедными погребениями курганных групп. Особенно отличаются своими размерами и богатством курганы племенных вождей середины и конца 1-го тысячелетия до н. э. в степной полосе Европейской части СССР (у скифов, меотов), в Южной Сибири и Монголии. На Руси обычай захоронения в курганах прекратился с введением христианства, однако сельское население вплоть до 14 века продолжало хоронить умерших по старому, языческому обряду.

А. Л. Монгайт. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Городцов В. A., Классификация погребений Одесского кургана, в кн.: Отчет Российского исторического музея, (б. м.), 1915; Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Граков Б. M., Скiфи, К., 1947; Киселев С. В., Древняя история Юж. Сибири, М.-Л., 1951; Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, МИА, No 61, М., 1958; Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки, М., 1959; Руденко С. И., Культура населения Центр. Алтая в скифское время, М.-Л., 1960; Грязнов М. П., Курган как архитектурный памятник, в кн.: Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований в 1960 г., М., 1961.