Плюрализм (СИЭ, 1968)

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) в историко-философской науке - отрицание единства и определяющей основы исторического процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов исторического развития; в теоретико-познавательном плане - утверждение равноправности любой системы исторического анализа (психологической, ценностной, формально-логической и других), что в конечном счете ведет к отрицанию существования единой (объективной) исторической истины. Являясь реакцией на все более открывающееся человеческому познанию действительное многообразие ист. процесса, на неспособность идеалистический монизма (от гегельянства до теизма) дать научное объяснение истории, выражая неприятие буржуазной историографией марксизма с его материалистическим монизмом, плюрализм приобрел с середины 19 века широкое (ныне господствующее) влияние в буржуазной историко-философской науке, не представляя при этом единой историко-философской концепции.

Тезис о "многовариантности" исторического процесса, о бесчисленности путей исторического развития, составляющий главное содержание плюрализма, - не только отрицание монистического взгляда на историю; он оборачивается отрицанием закономерности исторического развития. Этот тезис не имеет ничего общего с марксистским положением о многообразии форм и путей развития общества в пределах каждой общественно-экономической формации, о возможности сочетания в ту или иную историческую эпоху черт "соседствующих" формаций и т. д.

В пределах общего для всех плюралистов признания множественности факторов, определяющих пути движения общества, различаются чисто идеалистические направления (неокантианство, презентизм, экзистенциализм, циклизм) и направления, пытающиеся эклектически сочетать материалистические и идеалистические объяснения истории. Последние, выявляя и стремясь синтезировать материальные и духовные факторы, рассматривают их только в отношениях координации, но не субординации (синтеза исторического школа, в определенной мере позитивизм, буржуазный структурализм). Коренная противоположность марксизма плюрализму в этом отношении состоит в том, что, отнюдь не отрицая множественности факторов исторического развития, марксизм выделяет субординацию как определяющую форму их связи, а экономический фактор (базис общества) - как решающий в системе субординации (что отнюдь не означает невозможности выдвижения на первый план на определенных этапах такого фактора, как общественное сознание, идеология и т. д.).

Е. Э. Печуро. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Понятие: