Период воюющих государств

Период воюющих государств (Сэнгоку), 1497-1568. Период Воюющих Государств представляет собой 100-летнюю эпоху, которая началась с Войны Онин — времени феодальных усобиц. О многих обстоятельствах этого периода было рассказано выше — среди описания событий, которые привели к Войне Онин или последовали за ней. Последствия Войны Онин только усугубили длительную политическую нестабильность и непрекращающиеся войны в провинциях. Неспособность сёгуната сохранить центральную власть привела к росту независимости военных кланов. Семейства, прежде подчинявшиеся власти сёэн, нередко узурпировали власть прежних хозяев. Устаревшую систему сюго, особенно в регионе Киото, сменили даймё, феодальные господа. Появилось такое понятие, как гэкокудзо («низшие, свергающие высших»), поскольку основные ветви родов низлагались их боковыми ответвлениями, а нередко и крестьянскими восстаниями.

На протяжении большей части периода Воюющих Государств провинциальные даймё обладали значительной властью при небольшом вмешательстве со стороны бакуфу. Могущественные даймё, такие как семьи Датэ, Имагава и Оути, контролировали сельскохозяйственные деревни и набирали последователей из влиятельных местных семей. Чтобы содействовать управлению, улаживать юридические вопросы и судебные конфликты, про-винциальные даймё издавали местные законы (бункокубо).

Контакты с Европой

Пока даймё вели бесконечные войны друг с другом, пытаясь увеличить свои территории и власть, правящая власть императора и сёгуна оставалась неэффективной. Вскоре японцы столкнулись с новым испытанием — знакомством с европейцами. Первыми прибыли португальцы. В 1543 г. португальские матросы потерпели кораблекрушение возле острова Танэгасима, расположенного к югу от побережья Кюсю. Португальцы научили японцев производству мушкетов — технологии, незнакомой японцам, изменившей характер ведения войн и строительства замков даймё. За португальцами последовали испанские, английские и голландские торговцы и миссионеры. Европейцы называли Японию Чипангу, именем, взятым из рассказов Марко Поло о своих путешествиях.

Среди побывавших в Японии миссионеров самым заметным был испанский иезуит Франсиско Ксавьер, прибывший в Кагосиму в 1549 г. и положивший начало так называемому японскому «Христианскому Веку». Хотя Франсиско Ксавьер провел в Японии менее трех лет, иезуитские и другие проповедники продолжали свою деятельность в Японии, пока не были изгнаны сёгунами Токугава в первой половине XVII в. Пытаясь наладить торговлю с Европой, некоторые даймё острова Кюсю приняли христианство и заставили своих слуг сделать то же самое. Эти даймё содействовали распространению христианства в надежде получить среди прочего военное снаряжение и новые технологии.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 22-23.

Понятие: