Синто Средних веков и начала Нового времени

Хотя как явление синто предшествует буддийской и конфуцианской религиям, в Средние века и в начале Нового времени синто часто подвергалось буддийским и конфуцианским влияниям, иногда принимая их, а иногда отвергая. Вскоре после появления буддизма в Японии синтоистские ками часто воспринимались как буддийские божества-хранители. Поэтому при буддийских храмах часто имелись святилища для связанных с ними ками. В дальнейшем появилась теория, известная как хондзи суйдзаку, усматривавшая в коми проявления (суйдзаку) будд и бодхисатв (хондзи) и устанавливавшая соответствие между определенными ками и их аналогами в числе будд и бодхисатв. Так, например, между собой иногда связывали Аматэрасу Омиками и Дайнити Нёрай. Такое сопоставление ками с буддами и бодхисатвами началось в период Хэй- ан, но не утратило своего значения и в средневековый период. Особенно важное значение в период Камакура имели два синто-буддийских учения: Рёбу Синто («Двойной аспект»), в котором идеи буддизма Сингон соединялись с синтоистскими, и Санно Синто («Король горы»), в котором буддизм Тэндай соединялся с синто. 

Принимая во внимание то, что школы Рёбу и Санно Синто видели в синтоистских божествах проявления будд и бодхисатв, отметим, что в средневековый период также появились синтоистские школы, которые рассматривали ками как сущности, а буд д и бодхисатв как вторичные проявления. Сторонником подобной идеи являлся известный теоретик Есида Канэтомо (1435-1511).

В начале современного периода синто, оставив буддизм, вступило в диалог с неоконфуцианством. К тому времени неоконфуцианские идеи обрели весьма важное значение как способ этического мышления и политической философии. Ряд видных деятелей синто периода Эдо вместо того, чтобы смешивать или соединять синто с буддизмом, пересматривали собственное учение в свете неоконфуцианских идей. Таким образом смесь синто и буддизма была дополнена неоконфуцианством.

Однако в то время как некоторые религиозные деятели стремились соединить синто с неоконфуцианством, другие стремились очистить синто от любых иностранных влияний, будь то буддизм или конфуцианство. Особенно важное значение в этом отношении имело Коку гаку («Национальное учение») — движение, обращавшееся к исследованию древнего прошлого Японии через ее филологическое наследие — ранние тексты, такие как Кодзики, и возрождавшее ценности, которых японцы придерживались в эпоху Богов (ками но ё). Это была попытка возвратиться к древнему времени, незапятнанному буддизмом, конфуцианством и другими иностранными идеями, которые могли увлечь Японию с ее истинного пути. Учение Кокугаку обращалось к древним истокам японской культуры и религии через кропотливое изучение старинных текстов.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 251-253.

Понятие: