Технологии избирательные
ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ - совокупность моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и проведения избирательных кампаний, направленных на достижение определенных результатов на выборах. При этом очень большую роль играют знания, опыт, энергия, информированность, интуиция, т. е. профессионализм самого кандидата и его команды.
Зарождение технологии избирательные шло параллельно развитию избирательных систем в странах, ориентированных на демократические формы управления государством. Среди первых государств, формировавших свои властные структуры выборным путем, были древнегреческие города-полисы (Спарта, Афины) и Древний Рим.
В Средние века в Германии и Польше избирались короли. В Англии в двухпалатный парламент выборы происходят только в одну из них — Палату общин. Ключевую роль в организации и проведении предвыборных кампаний играет партийный аппарат, который широко использует новые технологии: кинематограф, радио и ТВ. В США сложилась устойчивая двухпартийная система. Именно в США были разработаны многочисленные технологии, применяемые на выборах.
В России институт выборов как форма правления появился в самом начала становления государственности в Новгороде, Смоленске, Киеве, Полоцке. Далее последовали Земские соборы и избрание царей, выборы в Учредительное собрание и Государственную думу. Отличительной особенностью избирательных технологий было непосредственное участие в выборах исполнительной власти и формируемом избирательном законодательстве.
Первые попытки внедрения в предвыборную борьбу в России технологии избирательные относятся к 1990 году. Именно в этот период при проведении избирательных кампаний зародилась тенденция сознательного нагнетания агрессивной энергетики в обществе, стратегия борьбы, основанная на делении общества на два непримиримых лагеря, которая получила свое дальнейшее развитие на выборах 1993 года.
Начиная с 1990 года люди пошли в политику, влекомые не только идеями, но и трезвым материальным и политическим расчетом. И если 1990 год, когда начала формироваться политическая элита современной России, ознаменовался небывалым количеством митингов и собраний, то уже в 1993 году после введения голосования по партийным спискам рядом партий были продемонстрированы совершенно новые для россиян методы ведения пропаганды и агитации. Так, «Выбор России» использовал избирательную технологию американского образца. Основная ставка была сделана на массированную атаку на избирателей через центральные СМИ, прежде всего ТВ. Объявив себя «партией власти», «Выбор России» потерпел тем не менее в 1993 году сокрушительное поражение, набрав всего 15,5% голосов.
Изменение принципов голосования впервые в явном виде поставило перед партиями вопрос об их социальной базе. Именно к этому периоду относится и начало массовых социологических предвыборных исследований. В избирательных кампаниях партий и кандидатов стала разрабатываться стратегия борьбы, формировались коалиции, штабы и команды поддержки, анализировались способы и методы агитации. Начал целенаправленно формироваться имидж кандидатов. Финансы стали играть заметную, хотя и не всегда определяющую, роль. В российском обществе появились специальные фирмы и команды, которые взяли на себя функции организаторов избирательных кампаний: политтехнологи, политконсультанты, электоральные менеджеры, имиджмейкеры, пиарщики. Выдвижение на первый план двух последних предопределяет построение избирательной кампании, так называемый рекламный подход с ориентацией на работу со СМИ. Основными действующими лицами при проведении избирательной кампании является электоральный менеджер и политтехнолог. Деятельность электорального менеджера носит организационно-управленческий характер. Политтехнолог непосредственно разрабатывает стратегию и тактику проведения избирательной кампании. При необходимости привлекается полит-консультант, который помогает избирательному штабу сориентироваться в полит, ситуации и выполняет консультационные функции.
Переход к выборам только по партийным спискам, несомненно, внес определенные изменения и в практикуемые технологии избирательные. Это связано прежде всего с активным включением представителей административной власти всех уровней в деятельность поддерживаемых властными структурами партий и их избирательных штабов как на выборах в Государственную Думу, так и на выборах Президента РФ.
Н.В. Андреенкова
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 528-529.
Литература:
Технология политических кампаний. М., 1991; Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995; Кудинов О.П., Колосова С. В., Тоницкая Н.А. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в российском регионе. М., 1997; Лисовский С.Ф., Евтафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000; Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М., 2000; Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы (предвыборная кампания в российском регионе). М., 2003; Бузин А.Ю. Адм. избирательные технологии: московская практика. М., 2006.