Передвижные праздники [ацтеков]
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Гораздо ближе к повседневным занятиям находились ритуалы, выполнявшиеся во время передвижных праздников, связанных с тональпоуалли — пророческим календарем. Они перемещались в разные части означенного календаря. Два праздника справлялись постоянно: один — каждые четыре года, другой — каждые восемь лет. Первый — прокалывание детских ушей для благоприятного роста — на самом деле назывался Пиллауаналистли, «опьянение детей», которых действительно заставляли выпить пульке (октли). Другой праздник выпадал то на месяц Кечолли, то на месяц Тепеильуитль. Церемония называлась Атамалькуа-листли, или «поедание тамалей * и воды». После семидневного поста все возвращались на некоторое время к противоположному поведению. В пост маис готовили в известковой воде, этому процессу предшествовали танцы. Одни участники были одеты в костюмы колибри, другие — шершней или различных зверей и птиц, чтобы, согласно их верованиям, стать счастливыми в этом месяце.
В некоторые годы передвижные праздники, связанные с пророческим календарем, совпадали с праздниками 18 двадцатидневных месяцев (солнечный год), заменяя последние, возможно, таким образом показывая превосходство пророческого календаря над солнечным.
Передвижные праздники в гадательном календаре
Чествуемые божества Тип праздника |
Положение в тринадцатилетии |
Приношения и ритуалы |
|
|
|
1. Солнце |
Тринадцатидневка: се Оселотль, 4-й дом (клетка): науи Оллин |
Перепела, благовония, пленные. Ритуальные надрезы ушей |
2. Чикомешочитль Шочикецаль |
Тот же знак, 7-й дом: Шочитль |
Художники, вышивальщицы. Человеческие жертвоприношения, перепела, благовония |
3. Киуапипильтин, спустившиеся на землю |
Тринадцатидневка: се Масатль, 1-й дом: Масатль |
Украшают изображения богинь и приносят им дары |
4. Ицкитекатль, 2-е божество пульке и все боги пульке |
Тринадцатидневка: се Масатль, 2-й дом: Точтли |
Украшают изображение бога в храме, приносят пищу во двор храма |
5. Знать и вельможи в самых красивых уборах
|
Тринадцатидневка: се Шочитль, 1-й дом: Шочитль |
Танцы, песни, награждение правителем воинов, певцов и людей дворца |
6. Кецалькоатль в кальмекак |
Тринадцатидневка: се Акатль, 1-й дом: Акатль |
Богато украшают изображение бога, подношение духов, пищи |
7. Тескатлипока: в своем настоящем облике у всех вельмож |
Тринадцатидневка: се Микистли |
Духи, цветы, пища, жертвоприношение перепелов, у которых отрывают голову |
8. Сиуапипильтин: женщины, умершие в родах: они живут в доме Солнца и спускаются на землю 5 раз в год, насылая болезни на тех, кого встречают за границей его дома |
Тринадцатидневка: се Сиауитль, 1-й дом |
Украшают бумагой аматекуитль «часовни», посвященные этим божествам. Исполнения смертных приговоров |
9. Праздник путешествующих торговцев, обязанных продемонстрировать украшения, предмет их торговли |
Тринадцатидневка: се Сиауитль, 4-й дом: науи Ээкатль (очень неблагополучный) |
Казнят преступников и нескольких рабов. Большие ночные пиры почтека, соперничающих между собой в спорах, полных бахвальства и презрения |
10. Тескатлипока |
Тринадцатидневка: се Малиналли, 2-й дом: оме Акатль |
Почитатели бога приносят его изображение к себе домой на целый год, чтобы приумножить свое состояние |
11. Уицилопочтли |
Тринадцатидневка: се Текпатль, 1-й дом |
Моют и выставляют на солнце все украшения бога. В Тлакатекко ему приносили богатые блюда и обезглавленных перепелов |
12. Сиуапипильтины |
Тринадцатидневка: се Осоматли |
Поражают параличом всех встреченных детей |
13. Шиутекутли |
Тринадцатидневка: се Ицкуинтли; во время 4-го дома празднуют избрание вельмож и консулов; объявляют войну врагам |
Приношение копаль и перепелов; изображения Шиутекутли украшают бумагой и другими ценными украшениями |
14. Чальчиуитликуэ |
Се Атль, 1-й дом |
Праздник водных торговцев (продавцов, рыбаков и т.п.) |
15. Вельможи, знать и торговцы |
По случаю «крещения» новорожденного ребенка |
Консультация с прорицателем для выбора благоприятной даты |
16. Родители юноши в тельпочкалли |
Перед будущей свадьбой |
Приношение пищи и питья учителю и друзьям. Перед учителем кладется топор в знак прекращения учебы |
|
|
|
Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 155-159.
Примечания
* Пироги с начинкой из мяса, птицы, рыбы, дичи, а у самых бедных — из лягушек и личинок насекомых.