Иконография (Агилар-Морено, 2011)
Происхождение месоамериканской иконографии: человек-ягуар и другие звериные мотивы. Хотя Сан Лоренсо, Ла-Вента и Трес-Сапотес — это не весь ольмекский мир, они тем не менее играют огромную роль. Именно в этих трёх поселениях впервые встречается иконография, связанная с месоамериканской религией.
Одним из обнаруженных религиозных символов был человек-ягуар, гибрид ягуара и человека. Ольмеки, очевидно, верили в то, что в далёком прошлом какая-то женщина вступила в половую связь с ягуаром и они породили потомство людей-ягуаров, ставших основателями и правителями ольмекской цивилизации. Ольмекские гравёры и художники изображали этих существ с детскими чертами, но с оскаленной пастью, деснами без зубов либо длинными клыками и лапами. У них расколоты головы, разделены таким образом, что напоминают зрителю о месте, откуда из земли появляется кукуруза, и их всегда изображают бесполыми. Хотя Мигель Коваррубиас и считал, что все боги дождя, найденные в Месоамерике, возможно, происходят от вышеупомянутого человека-ягуара, нефритовая статуэтка, обнаруженная за пределами Лас-Лимаса, штат Веракрус, вступает в противоречие с этой гипотезой. Это статуэтка юноши, держащего на руках человека-ягуара. На его плечах и ногах вырезаны профили четырёх различных богов, причём у всех чёткие черты лица и расколотая голова. Эта фигурка юноши послужила толчком к исследованию, продемонстрировавшему, что ольмеки поклонялись разным богам, не все из которых обладали ягуароподобными чертами.
Кроме того, у ольмеков повсеместно встречаются изображения таких представителей животного мира, как крокодил, орёл и акула. Также у них распространены изображения бородатого лица, сверхъестественного существа, часто принимаемого за бога дождя, и пернатого змея. Часто змею изображают с человеком, сидящим внутри ее разинутой пасти, олицетворяющей, вероятно, пещеру. Соблазнительно, конечно, было бы интерпретировать эти символы в том значении, каким они обладали во времена испанской Конкисты, но поступить так означало бы предаваться пустым догадкам там, где необходим тщательный иконографический анализ.
Культура-прародительница Месоамерики. Как уже говорилось выше, именно ольмеки создали то, что впоследствии послужило питательной почвой для распространившихся по всей Месоамерике художественных стилей и религиозных верований; вот почему ольмекскую культуру именуют «культурой-прародительницей Месоамерики». Черты ольмекской культуры, начав свой путь в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотесе, а затем проникнув с прародины ольмеков в южной части штата Веракрус и штате Табаско в другие районы Месоамерики, встречаются на западном побережье Тихого океана в штате Герреро и на юге в Сальвадоре. Стало ли их проникновение результатом имперской политики, колонизации, наличия общих верований или широких торговых связей — это остаётся тайной.
Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 29-30.