Ал-Азхар

АЛ-АЗХАР - название старейшего исламского университета и мечети в Каире (Египет). Мечеть Ал-Азхар, одна из крупнейших в мусульманском мире, была возведена при шиитской династии Фатимидов (строительство закончилось в 972 году). Получила свое название («Блистательнейшая»), вероятно, по имени Фатимы, дочери пророка Мухаммада, которую называли «Блистательной». В 975 году в Ал-Азхар прибыли известные ученые-правоведы Ибн-Киллис и Ибн-Нуман, после чего при мечети начались занятия в университете. Изначально в Ал-Азхар преподавались коранические науки и мусульманское право, а позднее — астрономия, география, медицина, другие естественные и гуманитарные дисциплины. Преподаватели получали жалованье, студенты — стипендии, в 1005 году была основана библиотека. Никаких предварительных требований к поступающим не было, хотя подразумевалось, что они должны знать Коран наизусть.

При суннитской династии Айюбидов (1171–1250) Ал-Азхар как центр шиитского знания не получал государственных дотаций и находился в запустении, хотя занятия продолжались. Мечеть также утратила былое значение. В этот период проповеди и преподавание в университете стали проводиться в соответствии с суннитским толкованием ислама. При мамлюках (1250–1517) Ал-Азхар вновь стал главной мечетью, а университет вошел в эпоху расцвета. Были возобновлены выплаты стипендий студентам и жалования преподавателям. Ал-Азхар стал получать доходы от вакфов (неотчуждаемого имущества). В Ал-Азхар как в крупнейший центр изучения ислама, мусульманского права и арабского языка приезжали студенты и преподаватели со всего исламского мира. После османского завоевания Египта (1517) Ал-Азхар сохранила свое положение крупнейшего центра мусульманских знаний, однако общий уровень образования в университете постепенно снижался. Ученые шейхи университета были слишком консервативны и не проявляли большого интереса к развитию естественных и гуманитарных наук. В период Египетской экспедиции 1798–1801 годов Бонапарт (см. Наполеон I), пытаясь снискать поддержку образованной части населения, привлек в диван (законосовещательный орган) улемов (ученых-богословов) Ал-Азхара. После подавления Каирского восстания 1800 года мечеть была разорена французами, а затем и вовсе закрыта на некоторое время.

В правление Мухаммеда Али (1805–1849), взявшего курс на модернизацию Египта и развитие образования, в А. стали преподавать математику, историю и другие светские науки. Египетские студентов отправляли на стажировки в Европу. При Исмаил-паше (1863–1879) в Ал-Азхар начали приглашать преподавателей, а выпускники стали сдавать экзамен, чтобы получить диплом международного образца. Однако Ал-Азхар все еще оставался довольно консервативным, и, когда Египет стал британским протекторатом (1882), началась форсированная модернизация университета. Реформа Ал-Азхара связана с именем Мухаммада Абдо, египетского общественного деятеля и богослова-реформатора. В А. была введена система экзаменов и обязательных курсов. Университетские статуты 1885, 1908, 1911 и 1916 годов закрепляли административные изменения. В 1885 году Ал-Азхар официально получает статус университета. После Египетской революции 1952 был принят статут, позволивший женщинам учиться в Ал-Азхаре. В настоящее время Ал-Азхар остается одним из самых престижных религиозных университетов мусульманского мира, хотя в нем существует и ряд светских факультетов.

Е. А. Прусская.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 228-229.

Литература:

Хафаджи, Мухаммед ‘Абд ал-Муним. Ал-Азхар фи альф сана. Каир, 1988; Crecelius, D. Al-Azhar in the Revolution // Middle East Journal Vol. 20, № 1, 1966; Dodge, B. Al-Azhar: A Millennium of Muslim Learning. Washington, 1961; Eccel, C. Egypt, Islam, and social change: Al-Azhar in conflict and accommodation. Berlin, 1984.

Понятие: