Культ святых в католической церкви
КУЛЬТ СВЯТЫХ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Почитание святых в католической церкви восходит к раннехристианской практике и поэтому имеет многие общие особенности с культом святых в православной церкви (дни памяти святых и праздники наиболее чтимых из них; особые молитвы и богослужения святым; почитание их изображений, останков, мест их деятельности и погребения, принадлежавших им вещей; культ святых-покровителей). Исповедуя веру в «общение святых», католическая церковь признает возможность своего рода солидарности в любви между живыми и умершими, в том числе собственно «святыми» — т. е. теми умершими, которые уже вошли во славу Боже» и составляют Небесную Церковь. Пример добродетельной и подвижнической жизни того или иного святого предлагается церковью в назидание верующим. При этом католическая церковь учит, что святым может воздаваться почитание, но никоим образом не поклонение, подобающее одному только Богу.
Если в древней христианской церкви почитание конкретных святых устанавливалось стихийно, то с 11 века в католической церкви, сложилась определенная процедура признания святых Апостольским Престолом. Началом для этого обычно служит неослабевающее народное почитание умершего христианина, сопровождающееся иногда явлениями сверхъестественного порядка. После тщательного исследования жизни этого человека и подлинности знамений, происшедших после его кончины, церковь совершает официальную беатификацию (причисление к лику блаженных), допускающую возможность церковного почитания, которое не имеет обязательного характера и осуществляется, как правило, в отдельных регионах или в монашеских орденах и общинах. За ней — после еще более тщательного рассмотрения — может последовать торжественная канонизация (причисление к лику святых), выражающая определенную веру церкви в небесное прославление данного святого. Степень народного почитания различных святых неодинакова: в каждом регионе есть святые, которым отдается предпочтение; у католиков России, как и во многих других европейских странах, особенно чтится св. Антоний Падуанский и св. Тереза Младенца Иисуса. Некоторые святые почитаются верующими или как покровители отдельных стран, регионов, городов, сфер жизни, профессий, или как защитники и помощники в определенных ситуациях: св. Жанна д'Арк — покровительница Франции, Иосиф Обручник — трудящихся, Фома Аквинский — католических университетов, Эльм — моряков, Цецилия — музыкантов, Власий помогает при болезнях горла и т. д. (обычно "специализация" святого каким-то образом основывается на его житии). Церковь, в сущности одобряя культ святых-покровителей, стремится тем не менее не допускать того, чтобы молитва святым о заступничестве превращалась в почитание их как языческих богов, что нередко происходит в народной религиозности. В вост. обрядах католической церкви чтятся многие святые соответствующих восточных церквей, в том числе жившие после церковного разделения (1054).
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 191-192.